Богослужение Пасхи в храме св. Александра Невского

В 2019 году 28 апреля Православная Церковь празднует Светлое Христово Воскресение – Пасху. Пасха – это, по слову святителя Григория Богослова, «праздников Праздник и Торжество из торжеств». Это утешение всех чаяний и надежд. Человек был изначально сотворен Богом как существо вечное и чистое, как Его образ, но по собственной гордыне отпал от Бога, потому, с одной стороны, потерял возможность пребывать в Божественной радости и богообщении, а с другой стороны, приобщился греху и смерти, впал в рабство дьяволу. Избавиться от этого зла самостоятельно человек был не в состоянии. Христос, как Новый Адам, через Свое Воскресение побеждает смерть и грех, упраздняет рабство дьяволу, разрушает ад («смертию смерть поправ»). Каждый человек получает от Бога дар жизни вечной, пребывания со Христом в Его Царстве!

В храме св. Александра Невского в день Пасхи Христовой прошли праздничные богослужения, возглавляемые настоятелем храма протоиереем Сергием Никаноровым при сослужении штатного духовенства.Перед пасхальным богослужением, в соответствии с древней церковной традицией, совершалось чтение Деяний Апостольских. В чтении приняли участие все желающие прихожане, слушатели Воскресной школы для взрослых, алтарники храма. Затем была отслужена Пасхальная полунощница, за которой настоятелем читался канон Великой субботы «Волною морскою». По окончании полунощницы начался Пасхальный Крестный ход. Верующие прошли вокруг храма при пении стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на Небеси», уподобляясь женам-мироносицам, идущим помазать тело Иисусово. Крестный ход завершался перед закрытыми вратами храма, как перед гробом Христовым, и вскоре раздались первые слова Пасхальной радости: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Так началась Пасхальная заутреня, которая продолжилась при входе верующих в храм. Смысловым ядром заутрени и всего Пасхального богослужения являлся канон преп. Иоанна Дамаскина. По словам канона, «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый» — все творение Божие: мир ангельский, мир человеческий и все сотворенное в связи с Воскресением Христовым ликует и радуется, поскольку тление и смерть побеждены. После заутрени и Пасхальных часов началась Литургия свт. Иоанна Златоуста, без участия в которой христианину невозможно полноценно приобщиться к Пасхальной радости и действительным плодам Воскресения Христова. К участию в священной Трапезе, прообразующей трапезу будущего века, подходило большинство молящихся в храме. В соответствии с огласительным словом свт. Иоанна Златоуста, Христос «приемлет последняго якоже и перваго»: «Внидите вси в радость Господа своего: и первии и втории, … богатии и убозии, … воздержницы и ленивии… постившиися и непостившиися… Трапеза исполнена, насладитеся вси». Кроме ночной Литургии, совершалась и поздняя Литургия для тех, кто не мог участвовать в ночном богослужении.

Пасхальное богослужение не закончилось непосредственно в день Пасхи: оно продолжилось в Светлую седмицу – каждый день всей недели после Пасхи совершалось близкое по форме и смыслу богослужение. Богослужение совершалось при открытых Царских вратах, символизирующих открытое Спасителем Царствие Небесное; все молитвословия исполнялись нараспев, чтения практически не было; каждый день Светлой седмицы христианине могли причащаться Святых Христовых Тайн; по окончании Литургии совершался Крестный ход.

По окончании Светлой седмицы прославление Воскресения Христова продолжается с несколько меньшей торжественностью вплоть до Вознесения Христова. Таким образом, Пасха абсолютно выделяется среди всех церковных праздников не только по своему значению, но и по своему богослужебному чину. Следует помнить, что и в иное, внепасхальное время церковного года верующие призываются к регулярному воспоминанию и прославлению Воскресшего Спасителя: каждое воскресение каждой недели – это малая Пасха, которая никогда (за очень редким исключением) не заменяется иными праздниками, и богослужение чрезвычайно выразительно утверждает истину Воскресения Христова, потому издревле, начиная с апостольского времени воскресение – день молитвенного собрания всей Церкви Христовой и участия всех верных христиан в Евхаристии.

Новость подготовил: Дмитрий Никитин.

(123)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *