Таинство Соборования

Таинство Соборования иначе называется Елеосвящением. Согласно катехизису свт. Филарета Дроздова, Соборование – «Таинство, в котором при помазании тела елеем (освящённым маслом) призывается на больного Божия благодать, исцеляющая душевные и телесные болезни».

Как и любое другое Таинство, Соборование было установлено Самим Господом Иисусом Христом во время Его земной жизни и проповеди, многочисленные свидетельства чего возможно найти в тексте Священного Писания. Так, Спаситель посылает апостолов на проповедь и заповедует им: «Больных исцеляйте, прокаженных очищайте» (Мф.10:8). Тогда ученики Христовы: «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12-13). Такая часть христианского служения, как исцеление болезней силой и призыванием Господа, не утратило свою силу и по Вознесении Христа. Случаи исцеления и даже воскрешения людей по молитвам апостолов присутствуют в Деяниях апостольских. Апостол Иаков в своем послании произносит слова: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15). Именно эти слова являются основополагающими для понимания Таинства Соборования вплоть до сегодняшнего дня. «Пусть призовёт» указывает на то, что болезнь человека достаточно тяжёлая, а слово «восставит» говорит о том, что болящий лежит, и свидетельствуют о тяжести болезни. В современном чинопоследовании постоянно подчеркивается, что Таинство совершается над болящим человеком: употребляются слова «болящий», «страждущий», «недугующий», «струпы телесные», «горькие болезни» и др.

В соответствии с вышеупомянутыми новозаветными отрывками, Соборование – соборная молитва об исцелении человека и, таким образом, в целом принятие воли Божией о человеке: либо в виде даруемого Господом чуда исцеления либо дарование сил для принятия своей болезни как промыслительной. В таком случае Соборование не может считаться простым напутствием перед смертью, что часто приписывают этому Таинству: оно призвано к восстановлению человека к жизни — как телесной, так и духовной.

Следует помнить, что физическое состояние человека находится в определенной связи с его духовным состоянием, а значит с его страстями и грехами. Поэтому болящий, приступающий к Таинству Соборования, должен раскаиваться в своих грехах, через что он может получить и телесное, и духовное исцеление. Однако Соборование никаким образом не может заменять Таинство Исповеди, в ходе которого человек, сознательно исповедуя свои грехи перед священником как свидетелем, получает очищение от своих грехов при искреннем покаянии. Учение о забытых грехах, с целью прощения которых якобы следует прибегать регулярно к Таинству Покаяния, не находит своего подтверждения ни в чине Таинства Соборования, ни в большинстве частных объяснений. Крупнейший дореволюционный догматист и историк Церкви митрополит Макарий (Булгаков) утверждал: «И в древности елеосвящение совершалось, как доныне совершается, после покаяния и вслед за ним как бы нераздельно» («Православно-догматическое богословие»).

Участие здоровых людей является не соответствующим изначальному пониманию Таинства Соборования. По словам митрополита Макария (Булгакова), Соборование «предназначено для христиан только больных, и больных тяжело…». Святитель Филарет (Гумилевский) указывал, что Соборование не совершается над неверующими, здоровыми, младенцами и нераскаянными грешниками. «Совершать Елеосвящение над телесно здоровыми людьми русские догматисты запрещают — или безоговорочно (как, напр., свт. Петр (Могила)), или с исключением одного лишь Великого четверга (чин общего Соборования)» («Православная энциклопедия»).

История Таинства Соборования. Общее Соборование

В древности имеется огромное количество свидетельств об исцелении больных христианами. Совершались исцеления совершенно разнообразным образом: помазанием елеем, возложением рук, соборной молитвой и т.д. Постепенно именно помазание елеем выделяется как основное действие в Таинстве, при этом освящение масла и помазание болящих чаще всего происходило за богослужением (утреня, Литургия). Затем Соборование выделяется в чин, который мог совершаться в разное время и разных местах (это происходит до XIV века).

В древней Церкви помазание елеем происходило не только в целях исцеления человека от болезней (Соборование), это еще и универсальный символ милосердия Бога. До сих пор именно в смысле принятия милосердия Божия помазание освященным елеем совершается в чине Крещения и при помазании елеем на утрени. Также в древней Церкви существовал чин кающихся – тех, кто получил епитимью (отлучение от Причастия) за совершение тяжких грехов, а посредством помазания елеем происходило их присоединение к Церкви. Обычно освящение елея и помазание им кающихся совершалось в Великий Четверг, рядом с помазанием оглашенных. Постепенно в этом помазании стали принимать участие не только кающиеся, но и все верные. Так возник чин Общего Соборования, значительно отличающегося от Соборования для болящих. Сегодня такой чин существует в Греции и некоторых других Поместных церквях, в русской Церкви он просуществовал до начала XX в. Чин Общего Соборования дореволюционными богословами чаще всего не рассматривался как Таинство: «Богословская интерпретация общего Елеосвящения не вполне ясна — так, русские дореволюционные авторы отличали общее Елеосвящение от собственно Елеосвящения над болящим и не признавали первое таинством в полном смысле слова» (Православная энциклопедия).

Схема чинопоследования Елеосвящения

  1. Молебное пение

— Начальный возглас: «Благословен Бог наш…».
— «Обычное начало»: Трисвятое по «Отче наш…» Псалом 142-й.
— Малая ектенья. Покаянные тропари. Псалом 50-й.
— Канон.Стихиры. Трисвятое по «Отче наш…».
— Тропарь: «Скорый в заступлении…».

  1. Освящение елея

— Мирная (великая) ектенья. Молитва на освящение елея.
— Тропари Господу, Богоматери, святым.

  1. Помазание болящего елеем

—  {Прокимен, Апостол, Евангелие. Сугубая ектенья.
— Молитва одного из священников. Помазание болящего при чтении молитвы «Отче Святый…».} повторяется 7 раз.
— Возложение Евангелия на главу болящего при чтении молитвы «Царю Святый…». Сугубая ектенья. Стихиры. Отпуст.
— Испрашивание болящим прощения у священников.

Евангельские и апостольские тексты, используемые в чинопоследовании Таинства Елеосвящения

  1. Соборное послание апостола Иакова (зач.57): базовый текст Таинства Соборования. Содержит в себе основную цель (исцеление болящего и прощение ему грехов, 5:15) и даже образ совершения Таинства (собор пресвитеров, помазание елеем, 5:14). В отрывке подтверждает также и то, что в Таинстве Соборования дается и дар благодарного перенесения скорбей, а путем перенесения страданий является молитва (5:13).
  2. Евангелие от Луки (зач. 53): притча о добром самарянине. Является определением любви и милосердия к человеку. Текст важен по двум причинам: во-первых, Соборование – это совместная молитва об исцелении человека телесном и душевном, каждый человек в таком усиленном молении призывается явить милосердие к своему ближнему, наподобие самарянина, и помолиться к Господу о недужном ближнем; во-вторых, более всего образцом милосердия является Христос, поэтому именно к этому Источнику милосердия необходимо припасть в Таинстве, прося, чтобы Господь явил Свою любовь, подобно самарянину.
  3. Послание к римлянам апостола Павла (зач.116). Апостол Павел призывает римскую общину быть единой в своем славлении Бога, а каждого человека – быть милостивым к ближнему. Для Таинства Соборования текст важен тем, что человек призывается к «ношению немощи бессильного», т.е. милосердному отношению к болящему, нуждающемуся в помощи, а не к «угождению себе»; необходимо забыть о своих нуждах и помолиться о болящем, «единодушно, едиными устами». Образец же такого самозабвения и любви Сам Христос.
  4. Евангелие от Луки (зач. 94). История о мытаре Закхее. Христос проявляет милосердие к каждому человеку, не взирая на лица: спасение подается явному грешнику, по мнению многих людей, мытарю. Однако целью Христа является взыскание и спасение погибших (Лк.19:10). В Таинстве Соборования мы призываем Спасителя таким же образом призреть и на немощного человека. В этом эпизоде Евангелия также важно и покаяние Закхея и плоды этого покаяния: Елеосвящение имеет ярко выраженные покаянные черты – болящий призывается к раскаянию в своих грехах и готовности изменить свою жизнь, подобно Закхею.
  5. Первое послание к коринфянам апостола Павла (зач.153). Известный гимн апостола Павла о любви. Это послание обращено, прежде всего, к Церкви, которая есть «Тело Христово» (1Кор.12:27), и ее членам, независимо от полученного ими от Духа дара, с призывом иметь в себе самый дорогой дар – любовь. Так и в Соборовании вся Церковь молится об исцелении болящего, каждый ее член должен со всей любовью и милосердием отнестись к ближнему, обращаясь к Господу с просьбой о помощи. Кроме того, упоминается среди прочих даров и о даре исцеления болезней.
  6. Евангелие от Матфея (зач. 34). Христос отправляет апостолов на проповедь (в ближайшие селения, не после Воскресения) с повелением являть ту власть, которая им дана: исцелять, воскрешать, изгонять бесов. «Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.13:8), поэтому и сегодня через Церковь, через священнодействия Таинства Елеосвящения Господь подает свою благодать, для которой нет препятствий, в том числе и для исцеления болезней.
  7. Второе послание к коринфянам апостола Павла (зач.182). Христианин, по словам апостола Павла, призван к освящению всего своего существа, поэтому и тело человека – это храм Бога. В Таинстве Елеосвящения мы призываем Господа освятить этот телесный, видимый, храм тела человеческого Своим вселением в него, через это Господь может даровать исцеление, очищение от всякой скверны плоти и духа.
  8. Евангелие от Матфея (зач. 26). Для Господа, сотворившего этот мир, нет ничего невозможного, в том числе и исцелить человека в Соборовании так, как Он исцелил тещу апостола Петра и других многочисленных недужных или изгнал бесов. Но при этом Господь приемлет обращение только того человека, который готов следовать за Ним.
  9. Второе послание к коринфянам апостола Павла (зач.168). Апостол Павел утверждает, что все происходящее с человеком находится в руках Господа, на себя полагаться невозможно, но необходимо надеяться на Бога, который дает самое полезное для человека в данный момент. Именно в таком состоянии человек должен подойти к Таинству Соборования, не требуя у Господа непременного исцеления, а всецело вверяя себя в пути Промысла; однако Господу угодна и молитва многих, и особенно молитва благодарения за дарованное.
  10. Евангелие от Матфея (зач. 104). Притча о мудрых и неразумных девах. Важным объектом данной притчи является елей, который символизирует милосердие человека. Отсутствие милосердия влечет за собой осуждение на Страшном Суде. В Таинстве Соборования члены Церкви призываются явить милосердие к болящему ближнему прежде всего в виде молитвы о нем.
  11. Послание к галатам апостола Павла (зач.213). Апостол Павел перечисляет плоды Духа, все из которых (особенно любовь, кротость, доброта, благость, долготерпение) имеют непосредственную важность для молящихся в Таинстве Соборования. Отношения между христианами должны всецело строиться не на ветхом Законе, а на жизни по Духу: в любви и кротости. Особенно важно явить любовь и кротость по отношению к недужному, взяв на себя часть его тягот (Гал.6:2), оказывая ему должную помощь и молясь за него.
  12. Евангелие от Матфея (зач. 62). Христианин в Таинстве Елеосвящения призывается явить высоту веры, подобную хананеянке, в своей молитве. Господь приемлет и призирает всякое дерзновенное, но в то же самое время и смиренное, обращение к Нему человека от всей своей души и искреннего сердца.
  13. Послание к солунянам апостола Павла (зач.273). Апостол Павел обращает особое внимание на необходимость христианского взаимоотношения членов Церкви, в которую входит забота о тех, кто в первую очередь нуждается в помощи: слабые, малодушные, бесчинные. Поэтому в Таинстве Елеосвящения необходимо позаботиться о недужном, которому в этот момент так необходима молитвенная и иная помощь. В телесной же скорби нужно помнить о том, что христианина всегда должны сопровождать молитва, радость и благодарение, а также то, что Господь способен освятить всего человека: дух, душу и тело.
  14. Евангелие от Матфея (зач. 30). Господь являет свою милость даже к грешникам, что говорит о том, что Он готов принять каждого человека. Это важно в Таинстве Соборования: Господь всякого человека готов принять и подать самое необходимое для его спасения. Недужному же следует помнить, что в отрывке говорится не столько о физическом исцелении, но об очищении души от грехов: в Таинстве Соборования недужный должен понимать необходимость для него Спасителя и от всей души раскаиваться во всех своих грехах, которые часто связаны и с телесными болезнями.

Статью подготовил: Дмитрий Никитин.

(1581)