Таинство Крещения

Первое Таинство, которое открывается для человека, вступающего в церковную жизнь – это Таинство Крещения (также с ним обычно соединяется Таинство Миропомазания).

Главнейшее назначение Таинства Крещения состоит в том, что человек, погружаясь в воды крещальной купели, рождается свыше от воды и Святого Духа и вступает в обновленную жизнь для Царства Небесного. Человек когда-то родился физически, но он еще не родился духовно. Желая родиться для будущей жизни, для Царствия Небесного, для жизни с Богом, человек принимает Крещение. В Евангелии содержатся такие слова: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия… Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие… Должно вам родиться свыше» (Евангелие от Иоанна, 3:3,5,7) – в Крещении происходит не просто некоторая перемена, но важнейшее событие человеческой жизни – рождение от воды и Святого Духа, т.е. появление абсолютно нового, доселе не существовавшего, человека, обладающего духовным бытием, не плотское рождение, но рождение свыше, без которого человек не способен стать причастником Царства Божьего. Это Таинство является настолько обновляющим и преображающим человека, что в Крещении человек очищается от всех своих согрешений, приобретает очищенную душу от Господа (потому в древности после Крещения человека одевали в белую крестильную рубашку – это признак очищенной души человеческой).

Как и любое другое Таинство, Крещение было установлено еще Господом Иисусом Христом в течение Его земной жизни. В Евангелии воспроизводятся слова Христа, произнесенные Им после Воскресения и при отправлении апостолов на проповедь, о незаменимой роли Крещения для спасения: «И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Евангелие от Марка, 16:15,16). Эти слова свидетельствуют о необходимости Крещения для спасения человека, при этом Крещение обязательно должно быть сопряжено с верой, а не являться простым фактом человеческой биографии. Более того, Крещение является важнейшей частью деятельности апостолов, а затем и всей христианской Церкви – крестить людей, вводя их в Царствие Небесное.

Крещение предполагает серьезную подготовку – научение человека основам православной веры и правильной духовной жизни. Потому Христос произносит к апостолам и такие слова: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Евангелие от Матфея, 28:19,20). Крещению предшествует научение (оглашение) человека и донесение учения Христова, поскольку любить Бога может только тот, кто исполняет Его заповеди, поэтому недостаточно креститься только, необходимо веровать в Бога и жить в соответствии с заповедями Божиими и после крещения.

После Крещения жить так же, как и после Крещения, уже невозможно – нужно стараться всячески избегать греха. Потому Крещение часто сравнивается и со смертью – человек умирает для греха, воскресает же для жизни по заповедям Божиим. Этим обусловлены слова апостола Павла: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни… Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем» (Послание к римлянам, 6:3,4,11).

В конечном итоге цель Крещения состоит в достижении человеком Царствия Небесного, стяжании Божественной благодати, спасения, избавления от греха. Таинство Крещение является в деле спасения человека первой точкой: человек только рождается духовно, но нужно еще прожить целую жизнь, добродетельную и наполненную верой в Господа. Потому апостол Петр говорит, что Крещение – это «обещание Богу доброй совести» (1-е послание Петра, 3:21).

Очевидно, что такой подход к Крещению возможен только для взрослого человека. Как в таком случае возможно Крещение детей, если они осознанно подготовиться не способны? Однако Церковь с глубокой древности благословляет и Крещение детей, но только при соблюдении важнейшего условия: должны быть те, кто готовы взять на себя ответственность за христианское воспитание ребенка. Это в первую очередь родители, во-вторых, это крестные родители, которые помогают родителям в деле христианского воспитания, постепенного научения ребенка вере в Бога и христианской жизни. Естественно, и родители, и крестные родители в таком случае должны быть христианами, причем христианами воцерковленными, которые не только сами осознают ценность веры и церковной жизни, но и способны передать такую ценность своему ребенку. Таким образом, именно родители и крестные родители берут на себя ответственность за ребенка и совершают необходимую для этого подготовку.


В нашем храме (как и в подавляющем большинстве храмов Русской Православной Церкви) в соответствии с документом «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» восстановлена древнейшая традиция Церкви – готовить человека к принятию Крещения через научение (оглашение) человека. Практически это реализуется в виде прохождения человеком минимум двух огласительных бесед перед Крещением, на которых раскрываются в сжатой форме суть христианского вероучения и правильной духовной жизни. Эти беседы обязательны для желающих креститься. В случае Крещения ребенка беседы в обязательном порядке проходят и родители, и крестные родители. Только после прохождения бесед возможно записаться на само Крещение. Участие человека в огласительных беседах сопряжено и с самостоятельной работой человека: чтением Евангелия (рекомендуется читать Евангелие от Марка), научением молитве (рекомендуется осознанно выучить молитвы «Отче наш», Символ веры, «Богородице Дево, радуйся»), исповедальной беседой (обязательна для взрослых людей, желающих креститься), посещением богослужения.

Время проведения огласительных бесед: первая беседа — суббота 12.30; вторая беседа — следующая суббота 16.30.

Запись на Крещение осуществляется в церковной лавке храма как минимум за день до Крещения при условии прохождения огласительных бесед. Таинство Крещения совершается в определенные дни: в субботу в 11.00 (для детей), в 12.00 (для женщин), в воскресение в 12.00 (для мужчин). К назначенному времени для Крещения следует подойти заблаговременно и принести с собой: полотенце (для того, чтобы обтереться после полного погружения в купель), для младенца – еще одно полотенце (завернуть после погружения в воду), для взрослого – простыня либо халат (завернуться после погружения в воду), тапочки. Женщины обычно крестятся в купальнике и одетой на него сорочке. Также необходим нательный крестик, который надевается на крещаемого.

С момента Крещения церковная жизнь человека не заканчивается, а только начинается. Потому крестившемуся настоятельно рекомендуется на следующий день после Крещения (либо в ближайшее время) посетить Божественную Литургию и причаститься на ней (читайте о Таинстве Причастия), а затем не забывать о необходимости регулярного участия в церковных Таинствах Исповеди и Причастия (хотя бы 1 раз в месяц). Детей также необходимо привести на Причастие в ближайшее время, причем настотельно рекомендуется причаститься не только детям, но и их родителям, основным и крестным (естественно с определенной подготовкой).

Статью подготовил: катехизатор храма Дмитрий Никитин.

(454)