Крестопоклонная Неделя

0_74c7a_6c7c493e_XLТретья неделя (воскресение) Великого поста называется Крестопоклонной и предваряет четвертую великопостную седмицу, которая тоже именуется Крестопоклонной. В эти дни Церковь прославляет и сам Святой Крест, на котором Господь смирил Себя до смерти, и духовные плоды Крестной смерти Спасителя.

Смысл Креста Христова многозначен. Объяснение этому дает Церковь. Святой Крест сравнивается с древом жизни, насажденным Богом посреди рая. Однако он стал орудием величайшего смирения, и потому – знамением могущественной силы, открывающей путь к спасению. Крест Христов даровал нам победу над смертью и приуготовил православный народ к Пасхе и к Воскресению.

«Крест – хранитель всей вселенной, крест – красота Церкви, крест – царей держава, крест – укрепление верующих, крест – ангелов слава и демонов язва», – так Церковь прославляет Святой Крест в своем песнопении. Стихира праздника поясняет значение Креста в деле спасения: «Тростию креста, обмакнув ее в красные чернила Твоей крови, Ты, Господи, по-царски подписал нам прощение грехов».

Отцы Церкви пишут: указания на спасительную и преобразующую роль Креста красной нитью проходят сквозь все Священное Писание: «Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение … », – читаем мы в «Точном изложении православной веры» прп. Иоанна Дамаскина. Преподобный продолжает: первым обозначил Крест Иаков, благословив своих сыновей руками (Быт. 48: 14). Позднее знамение Креста ясно начертал жезл Моисея, спасшего народ Израиль и потопившего в море фараона египетского. Крестообразно простираемые руки пророка Моисея обратили в бегство врага Израиля – Амалика. Уже во времена Моисея Крест (древо) знаменовал не только победу над врагом, но и жизнь. Для утоления жажды еврейского народа древом услаждалась горькая вода и древом разрывалась скала, чтобы из нее излились спасительные источники. Крест (древо) служил напоминанием о необходимости наполнять жизнь Духом: жезл Аарона, прообразующий собой Крест, наделил его достоинством священноначалия. Наконец Моисей, вознесший на древе змия, обращается к непокорному народу Израилю, ходящему путем недобрым: увидишь, что «жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем …» (Втор. 28: 66). Отцы Церкви поясняют: Моисей пророчествует здесь о Распятом на древе Креста Господе. И вновь древо Креста предвозвещает жизнь, победившую смерть.

Традиция поклонения Кресту Господню восходит к обычаям первых христиан. Этот благочестивый обычай наследуют ортодоксальные православные христиане. На всенощном бдении в честь Крестопоклонной недели, в cубботу вечером –  на утрени, в конце великого славословия – в центр храма на аналой торжественно выносится Животворящий Крест. «Со страхом и любовию» надлежит верующим поклоняться Кресту Господню. Священники и прихожане храма трижды совершают перед Крестом земной поклон. При поклонении Кресту Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Песнопение «Кресту Твоему покланяемся, Владыко …» поется также и на Литургии – вместо Трисвятого.

Крест выносится верующим для того, чтобы напомнить о страданиях и смерти Господней, но также и чтобы воодушевить и укрепить постящихся на продолжение подвига поста. По словам святых отцов, Крест Христов подобен сеннолиственному дереву, дающему утомленному путнику густую тень, а также прохладу и отдых. Так и православным, странникам в земном бытии, посреди подвигов поста на духовном пути в Небесный Иерусалим Животворящий Крест дарует духовную силу и ободрение – для достойного завершения труда подвижничества и аскезы.

Душа христианина, очищенная за время поста усердной покаянной молитвой и участием в спасительных церковных Таинствах, становится более способной приблизиться к тому благодатному состоянию, которое называется добровольным сораспинанием со Христом. И потому благовестие о Кресте и поклонение ему утешают нас и наполняют сердце надеждой встречи со Христом в приближающийся светлый праздник Его Воскресения.

Святые отцы учат: Крест открывает нам суть поста. Это очень малое, вполне посильное для нас лишение, но по сути – участие в великом: в страданиях Спасителя.

Иерей Димитрий Шишкин выступает в роли своеобразного продолжателя святоотеческого наследия: распиная себя греху, смиренно перенося ради Христа страдания, мы несем «свой крест» в своих жизненных обстоятельствах. Это крестоношение служит условием надежды на исполнение в нашей жизни слов апостола Павла: «Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2: 11–12).

 

Песнопения Недели Крестопоклонной

Тропарь Креста, глас 1: Спаси Господи люди Твоя, и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

(Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы на врагов даруя и Твоим Крестом сохраняя Твой народ).

Кондак, глас 7: Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских; на тыя бо найде преславный соуз древо крестное, смертное жало, и адова победа прогнася. Предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай.

(Уже пламенный меч не охраняет врат Едема: он чудесно угашен Древом Креста; жала смерти и адовой победы больше нет; ибо явился Ты, Спаситель мой, с кликом к находившимся в аду: «Идите опять в рай!»).

Стихиры на поклонение Кресту, глас 2: Приидите вернии, животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство, ихже прежде сластию украд враг, изгнаны от Бога сотвори. Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы.

(Придите, верные, животворящему Древу поклонимся, на котором Христос, Царь славы, добровольно руки распростер и возвысил к прежнему блаженству нас, которых враг, услаждением ограбив, соделал изгнанными от Бога. Придите, верные, поклонимся Древу, благодаря которому мы удостоились сокрушать головы невидимых врагов).

(54)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *