Святитель Григорий Палама (14 в.)

09478963Будущий свт. Григорий Палама родился в благородной и в благочестивой семье. Его отец стал крупным сановником при Константинопольском императоре, однако рано умер. И потому сам император Андроник принял участие в воспитании и в образовании осиротевшего Григория.

Но талантливый юноша отказался от государственной деятельности и, едва достигнув 20-ти лет, удалился на св. гору Афон. Позднее он решительно выступил против тщеты «напыщенной мирской мудрости», противопоставив таковой живой опыт молитвы и аскезы. Вслед за св. Григорием его мать и его сестры также приняли монашество.

Св. Григорий рано стал известен своей добродетельностью, за что впоследствии заслужил в народе звание Богоносца. За свое благочестие он сподобился также божественных откровений и даров. Известно, что инок обладал данным от Бога даром исцеления. На Афоне под руководством старцев св. Григорий усердно продолжал путь подвижничества. Духовные наставники учили юношу сосредоточенной молитве – умному деланию, которое монашествующие практиковали еще начиная с великого пустынника 4 в. Макария Египетского и др. В 11 в. св. Симеон Новый Богослов подробно изложил технику умного делания, усвоенную афонскими подвижниками.

Духовный молитвенный опыт требовал уединения и безмолвия и потому получил название исихазма (от греческого «покой», «молчание»), а сами молящиеся стали называться исихастами. Будущий святитель настолько проникся духом исихазма, что принял его за основу своей жизни. Он не оставлял умное делание, будучи рукоположен во священника.

Некоторое время св. Григорию Паламе удавалось совмещать фактически отшельнический образ жизни с пастырством: пять дней недели он проводил в безмолвии и в молитве, а в субботу и в воскресенье выходил к народу для богослужения и для проповеди. Часто пришедшие в храм слушали его поучения со слезами на глазах – настолько действенным было его слово. Следует отметить, что еще в начале духовного пути св. Григория Паламы ему явился во сне св. Иоанн Богослов, пообещавший юноше свое покровительство.

По прошествии времени, св. Григорий Палама уединился в афонском скиту. Вскоре он стал игуменом монастыря, а впоследствии и архиереем. При этом подвижник ревностно занялся богословскими трудами, которых не оставлял до конца своей жизни. Св. Григорий стяжал известность учителя исихазма. Он отстаивал различение Божественной Сущности и энергии: в своих энергиях Бог исходит в мир, и благодаря этому тварные существа становятся причастными Божественному началу.Соединяющим человека с Богом началом служит покаянная умная молитва, очищающая душу от страстей – исихия. При этом нетварный Божественный Свет может стать видимым, подобно тому, как во время Божественного Преображения Иисуса Христа перед своими учениками на горе Фавор Его плоть возсияла, как светильник.

Воззрения свт. Григория Паламы всецело поддержали афонские подвижники. Однако против паламитского учения о Божественном Свете выступил итальянский монах Варлаам. Он объявил умное делание и исихазм ересью. Варлаам утверждал: непостижимость Существа Божия делает невидимым и Божественный Свет, – тем самым он доказывал тварность Фаворского Света.Варлаам не допускал возможности достичь озарения Божественным Светом посредством молитвы и поста, а также и другими духовными подвигами самоотвержения.

Истину о природе Фаворского Света в споре между паламитами и варлаамитами установил Константинопольский Собор 1341 г., собравшийся в храме Святой Софии. Собор принял положения свт. Григория Паламы о том, что недоступный в Своей Сущности Бог являет Себя миру в энергиях, которые, являясь не чувственными и не сотворенными, тем не менее доступны восприятию, подобно Фаворскому Свету.

Тем не менее, споры между паламитами и варлаамитами продолжались еще несколько лет. Тогдашний византийский Патриарх, чуждый исихазму, объявил свт. Григория и афонских монахов виновниками церковных смут. Патриарх даже отлучил святителя Григория от Церкви и заключил его в темницу на три года, а впоследствии св. Григорий еще в течение целого года оставался пленником и рабом у турок. И только новый Патриарх Исидор освободил св. Григория Паламу и возвел его в сан архиепископа Солунского. Собор торжественно засвидетельствовал православность его учения.

Накануне преставления святителя ему явился в видении свт. Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!», – свт. Григорий Палама мирно отошел к Богу в 1359 г. Всего лишь спустя 9 лет после своей кончины свт. Григорий Палама уже был причислен к лику святых.

Церковь хранит память о великом вероучителе и святителе Григории Паламе, признанным сыном Божественного Светаи прославленным в качестве одного из наиболее значительных вселенских апологетов Православия.

Особо следует отметить: теория св. Григория Паламы о нетварном Фаворском Свете стала связующей основой всей православной вероучительной доктрины. Именно исихазм стал воплощением самого православного духа как стяжания внутренней чистоты в результате «внутреннего» делания (стяжания Духа Святаго), а не внешней деятельности, движимой обыденным морализаторством (протестанская и отчасти католическая позиция). Соответственно и католицизм, и протестантизм категорически не приемлют паламитскую теорию о Фаворском Свете.

Таким образом, учение свт.Григория Паламы говорит нам о тайне Света, к которому мы должны приобщиться, если хотим увидеть Воскресение Христово. ПротоиерейАлександр Шаргуновакцентирует значение паламитской исихастской доктрины применительно к каждому православному христианину:тот Свет, о котором нам возвещает Бог, — Свет, в котором нет никакой тьмы, — для нас остается неувиденным. И потому нам надлежит каяться и печаловаться о том, что мы удалены от Божественного Света и пребываем во тьме. Следовательно, исихастское учение не должно оставаться для нас некоей отвлеченной, сугубо богословской темой. Напротив, тайна о видимом сиянии Божественного Света должна стать для каждого из нас живой, насущной, решающей нашу судьбу в деле стяжания глубины веры и полноты нашего христианского призвания.

 

 

Тропарь святителю Григорию Паламе, глас 8

Православия светильниче, Церкве утверждение и учителю монахов доброто, богословов поборниче непреоборимый, Григорие чудотворче, Фессалонитская похвало, проповедниче благодати, молися выну спастися душам нашим.

(Григорий чудотворец, светило Православия, опора и учитель Церкви, красота монахов, защитник богословов неодолимый, слава Фессалоник, проповедник благодати, молись о вечном спасении душ наших).

Кондак святителю Григорию Паламе, глас 8

Премудрости священный и божественный орган, богословия светлую согласно трубу, воспеваем тя, Григорие Богоглагольниче: но яко ум Уму первому предстояй, к Нему ум наш, отче, настави, да зовем: радуйся, проповедниче благодати.

(Учитель веры, Григорий, священное и Божественное орудие мудрости, мы стройно воспеваем тебя, громкую трубу богословия. Как разум, близко стоящий к верховному Разуму, направь к Нему, отче, разум наш, и мы будем восклицать: радуйся, проповедник благодати!).

(70)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *