«Не напрасны бывают приношения за усопших, не напрасны моления, не напрасны милостыни: все это установил Дух Святой, желая, чтобы мы получили пользу друг через друга».
Свт. Иоанн Златоуст
«Ты плачешь о том, что умерший оставил тебя, а не думаешь о тех, кого он нашел».
Свт. Филарет Московский
Установление родительских суббот обусловлено самим миросозерцанием христиан, смыслом их жизни, обоснование которого дал св. апостол Павел: исполненность сердца любовью, жертвенностью. Соответственно и подвиг поста утратит свое значение, если он не будет наполнен любовью и заботой о других. Поэтому Церковь призывает христиан ко всеобщему молению об умерших в субботы 2-ой, 3-ей и 4-ой седмиц Великого поста.
Другая причина великопостных поминальных суббот заключается в том, что в будние дни поста усопшие лишаются поминовения на Литургии. Соборная молитва об упокоении родных и близких установлена только в субботние и в воскресные дни – на Литургии свт. Иоанна Златоуста и свт. Василия Великого. По этой причине Церковь определила усиленное моление об умерших в поминальные субботы.
Важно сознавать: у Бога все живы. Однако отошедшие в мир иной нуждаются лишь в одной помощи со стороны ближних – только в молитве о прощении грехов. По слову Божию, Господь имеет ключи от ада. И потому по молитвам Церкви и в силу Бескровной Жертвы за усопших Он может отверзнуть даже затворы адовы. В своей молитве об усопших, как о живых, Церковь следует словам апостола: сама смерть не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе (Рим. 8: 38-39). Отсюда дерзновение нашей молитвы об ушедших в мир иной – с верой во владычество Христа и над живыми, и над мертвыми (Рим. 14: 8-9), с упованием на то, что мы все и всегда – Господни.
« … Облегчение же они (усопшие) получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и через благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою Бескровной Жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит кафолическая и апостольская Церковь».
Из Посланий Восточных Патриархов
ПЕСНОПЕНИЯ ПАНИХИДЫ
Тропарь, глас 5
Упокой, Боже, рабы Твоя, и учении я в раи, идеже лицы святых, Господи, и праведницы сияют ако светила: усопшия рабы Твоя упокой, презирая их вся согрешения.
Тропарь, глас 4
Со духи праведных скончавшихся души раб Твоих, Спасе, упокой, сохраняя их во блаженней жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
Стихира, глас 3 св. Иоанна Дамаскина
Вся суета человеческая, елика не пребывают по смерти: не пребывает богатство, ни сшествует слава: пришедшей бо смерти, сия вся потребишася. Темже Христу безсмертному возопиим: преставленнаго от нас упокой, идеже всех есть веселящихся жилище.
(Все человеческое, что не остается после смерти — ничтожество: не остается с человеком богатство, не сопутствует ему слава. Только придет смерть – и все это исчезло. Поэтому воскликнем бессмертному Христу: упокой переселившегося от нас там, где жилище всех радующихся).
(47)