Рождество Христово в храме св. Александра Невского

7 января (25 декабря по старому стилю) Русская Православная Церковь отмечает второй по значимости после Пасхи праздник — Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Значимость для всего человечества этого события становится явной даже исходя из того летоисчисления, которое до сих пор применяется в большинстве стран современного мира: началом так называемой «нашей эры» является не что иное, как Рождество Спасителя.Причем это событие, которое разделило историю человечества, ожидалось задолго до того, как оно должно было произойти – за столетия и даже тысячелетия. Пророчества о спасении даются уже первым людям Адаму и Еве сразу после их грехопадения, чтобы человек совсем не впал в отчаяние; в проклятии змию (т.е. самому диаволу) Господь говорит: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). Таким образом, однажды должен был явиться Тот, Кто уничтожит корень зла, поразит его в самую голову, причем Он будет «семенем жены», а не мужа, что указывает на рождение от Девы. Это сообщение отражает древнейшую надежду человечества на спасение от власти зла и греха усилием Спасителя. Эту же надежду питали многочисленные пророки Древнего Израиля, чьи чаяния частично отражены в паремиях, которые читались перед Рождеством Христовым на Царских часах и на вечерне в Сочельник. Особенно точно указывает на Рождение Спасителя пророк Исайя: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14). Это пророчество так же свидетельствует о Рождении Спасителя от Девы, причем Его имя – Еммануил – означает «С нами Бог», что указывает на то, что Спаситель – не просто пророк, праведник или учитель, но Сам Бог Воплотившийся. Именно пророчество Исайи использует апостол Матфей в своем Евангелии при описании Рождества Иисуса Христа: «Сбылось реченное Господом через пророка» (Мф. 1:22). Именно это событие Рождества Господа, Которого с нетерпением ожидали пророки и праотцы и Которому с радостью поклонялись волхвы и пастыри, ныне с благодарностью празднуют православные христиане.

В силу своей значимости праздник Рождества включал в себя особую подготовку: Рождественский пост, пять дней предпразденства, совершение Царских часов (в настоящий год служились в пятницу 4 января), совершение богослужений Сочельника (Навечерия). 6 января в Сочельник после Божественной Литургии в храме св. Александра Невского совершалась великая вечерня, на которой читались 8 паремий – ветхозаветных чтений, содержащих пророчества о пришествии в мир Спасителя, соответствующие апостольское и Евангельское чтения. По окончании вечерни из алтаря была вынесена свеча, которая символизировала Вифлеемскую звезду, возвещающую о Рождении Спасителя, а духовенство вышло в середину храма и исполнило тропарь и кондак праздника.

6 января вечером в храме св. Александра Невского совершалось Всенощное бдение в канун Рождества Христова. Богослужение возглавил настоятель храма протоиерей Сергий Никаноров в сослужении штатного духовенства храма. Всенощное бдение началось не совсем привычно – с великого повечерия, которое не так часто служится в приходской практике. Великое повечерие включало в себя торжественное исполнение песнопения «С нами Бог», тропаря и кондака праздника Рождества Христова. На утрене был прочитан отрывок Евангелия от Матфея (гл. 2, ст. 18-25), где говорится об обручении Девы Марии Иосифу, явлении ему Ангела и наконец о самом Рождении Господа. Затем многочисленные молящиеся могли приложиться к праздничной иконе, после чего настоятель помазывал их освященным на литии елеем. В это время читался канон праздника Рождества, ирмосы которого во время Рождественского Поста призывали верующих ожидать Грядущего родиться в Вифлееме Господа, а ныне призывают радостно Его восславить: «Христос раждается – славите, / Христос с Небес – срящите [т.е. встречайте]. / Христос на земли – возноситеся. / Пойте Господеви, вся земля, / и веселием воспойте, людие, / яко прославися» (ирмос первой песни).

В праздник Рождества в храме св. Александра Невского было совершено две Божественные Литургии: ночная (в 23.40) и поздняя (в 9.00). Ночная Литургия была возглавлена настоятелем протоиереем Сергием. Она предварялись исполнением прихожанами и певчими храма во главе с регентом Ольгой Семиной Рождественских колядок – особых народных песнопений, появившихся на основе богослужебных текстов и имеющих глубокий богословский смысл. В настоящем году была совершена Литургия св. Василия Великого, поскольку Сочельник, в который обычно служится такая Литургия, выпал на воскресный день. На Литургии были прочитаны праздничные апостольское и Евангельское чтения. В апостольском отрывку говорится о цели Воплощения Спасителя: «чтобы искупить тех, кто под Законом» и «чтобы нам получить усыновление» от Бога (Послание к галатам, гл. 4, ст. 4-7). Евангельское чтение говорит о пришествии волхвов – загадочных восточных мудрецов, которых в землю Израильскую и затем в Вифлеем привела звезда и которые в числе одних из первых поклонились Родившемуся Спасителю мира. Центральной частью Божественной Литургии являлось Причащение верующих Телом и Кровью Господа. Именно Причащение является для христианина пиком участия в праздничном богослужении и праздничной радости.

Совершением Литургии празднование Рождества не окончилось: оно продолжается вплоть до 17 января. Этот период называется Святками. В дни Святок продолжается праздничное ликование, даже отменяется пост в среду и пятницу, а христиане не только сохраняют в своих сердцах личную радость о Рождении Господа, но и разделяют эту удивительную весть со своими родными и близкими, друзьями, а также с теми, кто более всего ждут поддержки и помощи – стариками и детьми, всеми одинокими и нуждающимися. Так, был отслужен праздничный молебен в домовом храме при больнице № 2, расположенной по адресу ул. Карташова, д. 38. Богослужение совершили клирики храма св. Александра Невского иерей Виктор Чухно и диакон Андрей Руденко. После совершения молебна священнослужители прошли по палатам, посетили пациентов больницы и поздравили их с праздником Рождества Христова.

Новость подготовил: Дмитрий Никитин. Фото: диакон Андрей Руденко, Петр Пчелинцев.

(120)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *