Введение во храм Пресвятой Богородицы

img_3036-1

4 декабря Православная Церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, который относится к числу 12 наиболее важных праздников в череде событий домостроительства спасения Божия (двунадесятый праздник). В основе праздника лежит предание, берущее начало от Протоевангелия Иакова, где также описаны события Рождества и Успения Богородицы. Согласно преданию, Иоаким и Анна дали обещание перед Богом посвятить родившееся от них дитя Богу. Они были бездетными и находились в почтенном возрасте, но не роптали на Бога, сохраняя в своих сердцах веру и надежду, и Господь сотворил над ними великое чудо, и именно от них рождается Мария – Пресвятая Богородица – Та, от Которой в будущем родится Спаситель всего мира – Иисус Христос. Когда Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна пожелали исполнить свое обетование пред Богом. Вместе они пришли в Иерусалим и привели Марию к стенам Иерусалимского Храма; Дева Мария легко поднялась по крутым ступеням. Наверху ее уже ждал первосвященник, чтобы благословить. Ему было откровение от Господа, и он ввел Марию в Святая Святых – место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год. Так, Дева Мария осталась жить и служить при Храме вплоть до момента, когда была обручена праведному Иосифу.

Мозаика ц. Успения близ Дафни. Ок.1100 г. Греция

Накануне праздника Введения Богородицыво храм, 3 декабря вечером, в храме св. Александра Невского настоятелем иереем Сергием Никаноровым при сослужении штатного духовенства было совершено Всенощное бдение. В этом году праздник Введения во храм совпал с Воскресным днем. По богослужебному уставу, богослужение Воскресного дня практически всегда должно сохраняться (кроме нескольких случаев – Господских двунадесятых праздников). По этой причине богослужение Введения во храм было соединено с Воскресной службой: присутствовали как богослужебные тексты, относящиеся к событиям из жизни Богородицы, так и тексты, прославляющие Воскресшего Христа. На великой вечерне были прочитаны паремии, которые (за исключением последней) отличны от обычных богородичных паремий: отрывки из Ветхозаветных книг Исхода и 3-ей Царств были посвящены описанию Ветхозаветного храма (либо скинии) и его священных предметов, а через это выявлялся символичный образ Пресвятой Богородицы. Она – «Скиния», «кивот завета», «затворенные врата Иерусалима», поскольку вместила в Себя Невместимого Сына Божия. Великая вечерня завершилась праздничной литией – усиленным молением, на котором по традиции благословляются хлеба, пшеница, вино и елей – для подкрепления сил молящихся за богослужением. За полиелеем, являющимся центром утрени, прозвучал традиционный для богородичных служб Евангельский отрывок о встречи Божией Матери и Елисаветы, матери Иоанна Крестителя. После этого иерей Сергий совершил помазание верующих елеем; в это же время в храме читались каноны – посвященные Воскресению Христову и Богородице. Особенностью канона являлось то, что в нем присутствовали в качестве катавасии ирмосы Рождественского канона «Христос раждается, славите» — это наполняет верующих ощущением приближающейся радости Воплощения Спасителя; ирмоса Рождественского канона теперь будут звучать на каждом Всенощном бдении вплоть до самого Рождества.

В сам день праздника, 4 декабря, была совершена Божественная Литургия. Позднюю Литургию возглавил настоятель храма иерей Сергий. В качестве апостольских и евангельских отрывков были взяты как рядовые воскресные, так и праздничные. Нынешнее воскресное чтение посвящалось притче о неразумном богаче; в ней рассказывалось о человеке, который богатство своё решил употребить для развлечений и накопительства, не зная, что вскоре умрет:

«И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле; и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих? И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое, и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21).

Важнейшим итогом и целью Литургии являлось Причащение Тела и Крови Господа Иисуса Христа, к участию в котором призывается всякий верующий. По окончании Литургии, после отпуста, духовенство храма вышло к центральной иконе, где хором были спеты тропарь и кондак праздника, а затем духовенство спело величание. При целовании Креста иерей Виктор Чухно произнес проповедь на Введение Богородицы во храм, отметив исторические особенности праздника и его смысл.


Тропарь Праздника

Днесь благоволения Божия предображение/ и человеков спасения проповедание:/ в храме Божии ясно Дева является/ и Христа всем предвозвещает./ Той и мы велегласно возопиим:/ радуйся, смотрения// Зиждителева исполнение.


Кондак Праздника

Пречистый храм Спасов,/ многоценный чертог и Дева,/ священное сокровище славы Божия,/ днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи,/ Яже в Дусе Божественном,/ Юже воспевают Ангели Божии:// Сия есть селение Небесное.

Новость подготовил: Дмитрий Никитин.

(50)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *