Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

9

 

20 и 21 сентября в храме св. блгв. вел. кн. Александра Невского прошли торжественные богослужения в честь двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.

Вечернее соборное служение (Всенощное бдение) и раннюю Литургию возглавил настоятель храма, иерей Сергий Никаноров. На Литургии ему сослужил дьякон Георгий Таразанов. По совершении праздничной Божественной Литургии отец настоятель поздравил всех присутствующих и обратился к ним с краткой проповедью, напоминающей о значении  праздника Рождества Богородицы.

Позднюю Литургию возглавил иерей Андрей Носков, с ним служили  иереи Евгений Маслич и Вячеслав Перков, а также протодьякон  Роман Штаудингер. Отец Андрей произнес краткую речь, посвященную столь великому и значимому для всего рода человеческого событию,  и поздравил всех присутствующих с двунадесятым праздником.

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили о том, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. И тогда Сам Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество.

Своей Матерью он избрал Пречистую Деву Марию –  единственную достойную вместить в Себя Источник чистоты и святости. Именно Пресвятой Деве Марии была отведена важная роль в осуществлении божественного плана спасения Человечества – промыслительно послужить тайне воплощения Бога Слова и тем самым  явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса.

О празднуемом Церковью событии известно из апокрифического протоевангелия Иакова (2 в.). Согласно таковому, Дева Мария родилась в семье праведных Иоакима и Анны, живших в галилейском городе Назарете. Иоаким был потомоком царя Давида, а его жена Анна происходила из священнического рода, восходящего к первосвященнику Аарону. Оба они были люди благочестивые, а также отличавшиеся величайшим смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Однако, дожив до глубокой старости, они не имели детей, и это очень их огорчало. Но они не переставали надеяться и просили у Бога, чтобы Он послал им дитя. Супруги дали обет: в случае рождения младенца, посвятить его на служение Богу.

То было особое время, когда каждый еврей надеялся через свое потомство стать участником в царстве Мессии –  Христа Спасителя. Поэтому каждый бездетный еврей был презираем, так как это считалось великим наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжко было Иоакиму, в роду которого и должен был родиться Христос.

За терпение, великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость: у них родилась дочь. По велению Ангела Божия, ей было дано имя Мария, что означало по-еврейски  «госпожа», «надежда».

Рождение Марии принесло радость не только ее родителям, но и всем людям, потому что она была предназначена Богом стать Матерью Сына Божия, Спасителя мира.

Таким образом, в Деве Марии, соединились две важнейшие сакральные генеалогические линии иудейского Священного Писания: царская и мессианская линия Давида и священническая – Аарона. Обе эти линии  объединились в Иисусе Христе как Мессии, Царе и одновременно Небесном Первосвященнике.

Согласно общепринятому преданию, которого одинаково придерживаются  и православные, и католики, дом Иоакима и Анны, в котором родилась Дева Мария, находился в северо-восточной части Иерусалима (сейчас это территория мусульманского квартала Старого города). Теперь на этом месте стоит православный монастырь святой Анны, на первом этаже которого расположена церковь в честь Рождества Богородицы. Под монастырским зданием сохранилась пещера, бывшая, по преданию, частью дома Иоакима и Анны.

Отметим также, что дата Рождества Богородицы (8 (21) сентября) отстоит ровно на 9 месяцев от даты православного праздника Зачатия Богородицы (9 (22) декабря). Попутно отметим, что в католической Церкви празднуется Непорочное зачатие Девы Марии.

Праздник Рождества Богородицы был установлен сначала в греческой Церкви, в 5- 6 вв. Первое упоминание о празднике Рождества Богоматери обнаруживаются в гимнах Романа Сладкопевца, написанных в 30- ые – 50-ые гг. 6 в. Из сохранившихся песнопений празднику наиболее древнее – тропарь Рождеству Богородицы. В современную праздничную службу входят творения следующих песнописцев: свт. Андрея Критского (7 в.), прп. Иоанна Дамаскина (8 в.), Патриарха Константинопольского Германа (8 в.), еп. Солунского Анатолия (9 в.), Иосифа Песнописца (9 в.) и др.

Пресвятая Дева Мария служит всем нам образцом для подражания, ибо своей чистотой и добродетелью она превзошла не только всех людей, но даже и ангелов. Она явилась воистину живым храмом Божиим, и потому Церковь воспевает ее в праздничных песнопениях как «Небесную Дверь, вводящую Христа во Вселенную во спасение душ наших» (стихира на «Господи, воззвах»).

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется всей Церковью как день всемирной радости –  «день спасения всего мира». Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого. Оно ускорило приближение Царства Божия, царства истины, добродетели и вечной жизни. Вот как об этом событии говорит свт. Антоний Сурожский: «Сегодня родилась Божия Матерь; сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения; родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, дверью, раскрывающейся на Небо. Будем радоваться сегодня, ибо начало спасения пришло; станем думать о Ней с лаской, дивиться на Нее и просить Ее научить нас – может быть, не уподобиться Ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, но – любить Ее с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода: рода человеческого, от которого родился Бог, потому что Она явила такую совершенную верность».

Отцы Церкви назидают нас: будем помнить – Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к которой нам надлежит постоянно прибегать с сыновней любовью и с дерзновением.

Восточные славяне также праздновали день 21сентября. В день осеннего равноденствия сельские жители праздновали Осенины. В этот день «осень прогоняла лето». Завершались полевые работы –  жатва, вывоз хлеба в овины, уборка льна –  и начинались празднества, посвященные  собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. В эти дни закладывалась основа благосостояния семьи на будущий год. И потому чествовали и благодарили Мать — Сыру-Землю за собранный урожай. Считалось, что она дает благополучие, покровительствует земледелию, семье и особенно матерям.

Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем, а потом устраивали трапезу, пели песни, плясали, играли. А в некоторых местах отправляли поминки по умершим.

Позднее, после крещения Руси, образ Осенины сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней как к Богородице: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освяти!».

А нам следует помнить:  Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы является первым двунадесятым праздником церковного года, который начинается 14 сентября (1 сентября по старому стилю). О значении этого праздника для нашего народа говорит и тот факт, что именно этот день считался днем рождения Российского государства.

 

Молитвословия на Рождество Богородицы

Тропарь, глас 4: Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Кондак, глас 4: Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу и питательницу жизни нашея.

Величание: Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Молитва на Рождество Богородицы:

О, Пресвятая Владычице, Христа Спасителя нашего Богоизбранная Мати, у Бога святыми молитвами испрошенная, Богу посвященная и Богом возлюбленная! Кто Тебе не ублажит или кто не воспоет, Твоего преславного рождества. Рождество бо Твое бысть началом спасения человеков, и мы, седящии во тме согрешений, зрим Тя, Неприступного Света жилище. Сего ради витийствующий язык не может песнословити Тя по достоянию. Паче бо серафим возвысилась еси, Пречистая. Обаче приими от недостойных раб Твоих нынешнее похваление и не отрини мольбы нашея. Твое величие исповедуем, Тебе во умилении припадаем и скорую в заступлении чадолюбивую и благоусердную Матерь дерзновенно просим: умоли Сына Твоего и Бога нашего даровати нам, много согрешающим, искреннее покаяние и благочестное житие, да возможем творити вся Богу угодная и душам нашим полезная. Возненавидим вся злая, укрепляемии Божественною благодатию во благом произволении нашем. Ты непостыдная надежда наша в час смерти, даруй нам христианскую кончину, безбедное шествие на страшных мытарствах воздушных и наследие вечных и неизреченных благ Царствия Небеснаго, да со всеми святыми немолчно исповедуем Твое о нас заступление и да славим единаго Истиннаго Бога, во Святей Троице покланяемаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

(187)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *