Перенесение мощей святого благоверного князя Александра Невского

15

12 сентября (н. ст.) Русская Православная Церковь празднует память перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского (в схиме Алексия) (1220  — 1263 гг.) из города Владимира –  в Санкт-Петербург, совершившееся в 1724 г.

11 и 12 сентября (н. ст.) в храме св. блгв. вел. кн. Александра Невского состоялись торжественные праздничные богослужения в честь престольного  праздника нашего храма.

11 сентября всенощное бдение возглавил настоятель, иерей Сергий Никаноров в сослужении клириков храма – иереев Евгения Маслича, Андрея Носкова, Вячеслава Перкова, протодьякона Романа Штаудингера и дьякона Георгия Таразанова.

Фотограф:   https://vk.com/af_life_adm
https://vk.com/af__life

12 сентября праздничные богослужения начались в 8. 00. час. с водосвятного молебна. В 9.00 час. состоялась торжественная встреча архиерея, митрополита Томского и Асиновского Ростислава духовенством и православными храма и епархии. Затем митрополит Ростислав совершил великое освящение храма, вновь открывшегося после окончания ремонтных работ. В освящении храма вместе с архиереем участвовало девять священников и три дьякона.

Наряду с торжественными молитвословиями  чин великого освящения храма включает и коленопреклоненные молитвы.

Также при великом освящении храма всегда совершается особенное священнодействие, на этот раз сотворенное Владыкой Ростиславом. Предстоятель Церкви крестным ходом обносит вокруг храма и вносит в освященный алтарь дискос с частицами мощей угодников Божиих. Сегодня алтарь нашего храма был облагодатствован положением  в нем мощей священномученика Гермогена, Патриарха всея Руси и трех Виленских мучеников.

Патриарх Гермоген (1612 г.) самоотверженно боролся против насаждения католичества в русской земле, за что и был умерщвлен голодом польско-литовскими захватчиками.  Святые  Антоний, Иоанн и Евстафий  ( 14 в.) были замучены до смерти за мужественное и беззаветное отстаивание чистоты православной веры. Их мощи сохраняются нетленными в храме Святаго Духа г. Вильнюса (современная Литва).

Положение в алтарь святых мощей является продолжением древнего сакрального обычая первых христиан, служивших Литургию на мощах мучеников, отдавших свою жизнь за веру Христову. Важность преемства этой священной традиции обозначил митрополит Ростислав в своем наставническом святительском слове.

Также в своей торжественной речи Владыка отметил особую роль храма св. блгв. вел. кн. Александра Невского как расположенного в  непосредственной близости от четырех томских университетов и потому свидетельствующего об истине веры Христовой прежде всего сибирской интеллигенции и студенческой молодежи и напоминающего им о корнях нашего Отечества. И потому митрополит Ростислав выразил особую благодарность всем, сопричастным возрождению храма блгв. вел. кн. Александра Невского – прежде всего давнему благочинному Томска – архимандриту Силуану (Хараиму), всем прежним его настоятелям  –протоиереям Олегу Безруких, Евгению Воронкову, Владимиру Ламзину, Илье Семину и, безусловно, нынешнему настоятелю – иерею Сергию Никанорову, потрудившемуся над возведением красивейшего иконостаса, а также всем клирикам храма.

Праздничную Божественную литургию совершил митрополит Томский и Асиновский Ростислав. Владыке сослужили архимандрит Ярослав, преподаватель Киевской Духовной Академии, игумен храма иконы Казанской Богородицы Богородице-Алексиевского монастыря г. Томска Кирилл (Умрилов), настоятель храма мчч. блгвв. кнн. Бориса и Глеба села Корнилова  протоиерей Николай Абрамов, ключарь кафедрального Богоявленского собора г. Томска иерей Олег Огнев,  протодьякон  Петропавловского собора г. Томска Владимир Марков, а также духовенство храма  блгв. вел. кн. Александра Невского – настоятель иерей Сергий Никаноров, иереи Андрей Носков, Евгений Маслич, Виктор Чухно, Вячеслав Перков, протодьякон  Роман Штаудингер и дьякон Георгий Таразанов.

После совершения Божественной литургии митрополит Ростислав  вновь обратился к прихожанам храма блгв. вел. кн. Александра Невского и ко всем присутствующим с напутственным святительским словом. Владыка поздравил всех с престольным праздником и с освящением храма. Он еще раз произнес слова о важности сегодняшнего священнодействия, благодаря которому на освященный храм призвана сугубая благодать и теперь Господь услышит мольбы каждого, обращенные к Нему с верой и надеждой.

***

Эпоха св. блгв. вел. кн. Александра Невского – это было трудное время в истории Руси: с востока шли монгольские орды, с запада надвигались рыцарские полчища крестоносцев. Архиепископ Спиридон благословил святого князя Александра,  сына князя Ярослава Всеволодовича, князя Новгородского, позднее великого князя Владимирского, единовластного правителя всей Руси,  на ратную брань за Отечество.

Святой благоверный князь Александр Невский прославился своими победами над шведами (Невская битва, 1240 г.) и над немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище, 1242 г.). Именно за победу на реке Неве в 1240 г. народ и назвал Александра Невским.

Князь Александр Невский стал защитником не только самой Русской Земли, но и православия.  Он явился носителем Евангельской проповеди и православной культуры на Руси.

Четырежды св. Александр ездил в Золотую Орду, смиренно и мудро исполняя завет своего отца – примириться с Ордой, дабы с ее помощью противостоять западной агрессии и угрозе насаждения католичества на русской земле. Стараниями св. князя и при содействии митрополита Кирилла в самой столице Золотой Орды, в Сарае была учреждена епархия Русской Православной Церкви. Благодаря усилиям князя Золотая Орда не только стала заслоном Руси с востока, но и способствовала христианизации языческих  восточных народов.

Четвертая дипломатическая поездка св. Александра Невского в Сарай в 1263 г. стала последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник почил, завершив многотрудный жизненный путь принятием иноческой схимы с именем Алексий.

Святое нетленное тело св. благ.  князя Александра Невского было погребено в Рождественском монастыре во Владимире. При погребении было явлено «чудо дивно и памяти достойно»:  митрополит Кирилл хотел вложить в руку лежащего в раке князя напутственную духовную грамоту. И тогда святой князь, как живой, сам простер свою руку и взял грамоту: «И объял <всех> ужас… Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело было привезено издалека в зимнее время». Так еще при погребении был прославлен угодник Божий – святой князь- воин Александр Невский.

Почитание благоверного князя началось сразу же со времени его погребения.

В 1380 г., перед Куликовской битвой, по видению, были открыты нетленные мощи благоверного князя.  Тогда же установлено местное празднование в честь св. Александра Невского. Общецерковное прославление св. Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе в 1547 г.: он был канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверных князей.

Житие святого Александра Невского известно в нескольких редакциях. Первоначальная редакция была написана во 2-ой пол. 13 в. во Владимирском Рождественском монастыре и сохранилась в составе Лаврентьевской и Псковской Второй летописи. Вторая редакция включена в Новгородскую Первую летопись. Остальные редакции относятся к  16-17 вв.  Владимирская редакция (сер. 16 в.) вошла в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария.

В 1-ой пол. 18 в., при Петре I, состоялось перенесение мощей благоверного князя Александра Невского.  30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира –  в новую столицу, в Санкт-Петербург. Однако честные мощи долгое время странствовали по русской земле (Москва, Тверь и др. города), а потом еще длительный срок пребывали в Шлиссельбурге. Лишь через три года – 12 сентября (н. с.) 1724 г. состоялась торжественная встреча честных мощей в Санкт-Петербурге. Весь Невский флот в полном составе встретил на Неве галеру со святыми мощами. У руля галеры встал сам Петр I, а его сановники сели за весла. Под колокольный звон и при пушечном салюте мощи святого князя Александра Невского были перенесены в Троицкий собор Александро-Невской лавры. И ныне они также почивают там же, в серебряной раке, пожертвованной св. благ. князю Александру императрицей Елизаветой Петровной.

16

 

Перенесение мощей кн. А.Невского императором Петром I. Филипп Москвитин

Тогда же, в 1724 г. указом Петра I было установлено празднество в память перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского и составлено специальное богослужение в честь выдающегося события.

Отметим, что в 1922 г. мощи изымались из лавры. Серебряная рака оказалась в Эрмитаже, а мощи святого – в  Музее религии и атеизма, располагавшимся тогда в Казанском соборе. Но в 1989 г.  мощи святого были возвращены в лаврский Троицкий собор. Здесь же хранится также и одна из чтимых икон святого князя.

17

Рака св. А. Невского. Александро-Невская лавра

Также частица мощей святого благоверного князя Александра Невского находится в Успенском соборе Владимира. В нашем храме также есть частица мощей святого благоверного князя.

К молитвам святого князя Александра, прославленного защитника  Отечества, всегда прибегали русские воины и полководцы. Его имя известно и далеко за пределами нашей Родины: во многих странах мира возведены храмы, посвященные святому Александру Невскому. Наиболее известными считаются следующие: собор Александра Невского в Софии (Болгария), где находится частица мощей святого благоверного князя Александра Невского, кафедральный собор в Таллинне, храм в Тбилиси.

Память прп. Александра Свирского

18

Явление Святой Троицы прп. Александру

12 сентября (н. ст.) Русская Православная Церковь празднует также память прп. Александра Свирского.

Александр Свирский (в миру Амос) (1448 – 1533 гг.)  –  русский православный святой, почитаемый в лике преподобного, великий подвижник и отшельник, молитвенный заступник царского  дома Романовых.

Амос  родился в семье  крестьян Стефана и Вассы, на реке Ояти, притоке реки Свирь, недалеко от Введено-Оятского монастыря. Согласно житию, мать преподобного Васса долго молила Бога о рождении ребенка и после многих лет бесплодия родила сына. Впоследствии родители преподобного, назидаемые его аскетическим молитвенным подвигом, также приняли монашеский постриг и тоже были прославлены в лике святых. Ныне их могилы находятся во Введено-Оятском монастыре.

Юный Амос проявил свою любовь к Богу и твердость характера, отказавшись жениться и продолжить  торговое дело отца. В 19 лет он тайно ушел на Валаам, где 7 лет жил в качестве послушника, а затем, в возрасте 26 лет,  принял монашеский постриг с именем Александр. Св. Александр удалился на дальний и уединенный остров Валаамского архипелага, впоследствии названный Святым, где подвизался около десяти  лет. На о. Святом сохранилась и пещера, в которой иночествовал преподобный,  и вырытая его руками самому себе могила. Теперь на острове находится Александро-Свирский скит Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

Но в 1485 г., по благословению игумена монастыря, прп. Александр ушел на Святое озеро, расположенное неподалеку от реки Свирь. Ибо ему была открыта воля Божия: он должен вернуться на свою родину. Святой отправился назад, в новгородские земли, где построил себе келью –  недалеко от реки Свирь, в 35 километрах от Олонца. О высоте духовной жизни преподобного свидетельствовало видимое над его келью сияние.

Согласно житию, после 25 лет затворничества, св. Александр, единственный из русских святых, был удостоен явления Святой Троицы.

Постепенно вокруг подвижника начали собираться жаждавшие духовной жизни люди, и в начале 16 в. на Свири был основан монастырь, игуменом которого был избран  сам преподобный.  Вскоре новообразованная обитель стала одним из главных духовных центров российского государства. Ныне это Троицкий Александро-Свирский монастырь Тихвинской епархии.

Согласно агиографической литературе, преподобный Александр прославился праведным образом жизни и множеством чудес – прозорливостью, исцелениями и др. Он воспитал в монастыре многих учеников, многих мирян привел к вере и способствовал утверждению их в благочестивом образе жизни.

Общероссийское почитание святого началось вскоре после его смерти. Чудотворения преподобного были столь велики, что уже спустя 16 лет после кончины он был канонизирован в лике святых. Общецерковное почитание прп. Александра Свирского было установлено на Макарьевском соборе в 1547 г. Тогда же составлена и церковная служба в его честь.

В 1641 г. были обретены мощи святого. На смертном одре преподобный просил братию: тело мое за грехи сначала как следует потопчите. Однако монастырская братия, любившая своего игумена, заплакала: «Не можем так поступить с тобой, отче». Игумена похоронили под алтарем деревянной церкви. Спустя 108 лет церковь сгорела, и были обнаружены   нетленные мощи св. Александра Свирского.

Однако на исходе 2 тыс. по Р.Хр. состоялось повторное обретение святых мощей.  Согласно архивным документам, в декабре 1918 г. под конвоем ЧК  честные мощи были вывезены из Александро-Свирского монастыря –  «в целях беспощадной борьбы с врагами коммунистической идеи и социалистической мысли». Начавшаяся в стране кампания по ликвидации мощей должна была «разоблачить» святыни: показать, что мощи святых – это всего лишь «кучка полуистлевших костей» или просто «восковая кукла» (из протокола освидетельствования мощей прп. Александра Свирского). Уже в декабре 1918 г. была создана врачебная комиссия для исследования мощей. Согласно показаниям очевидцев, именно после выяснения членами комиссии несомненного факта, что мощи являются подлинной нетленной святой плотью, большевики начали кампанию по сокрытию мощей.

В феврале 1919 г. нарком юстиции издал директиву о размещении мощей в музеях. В те годы единственным фундаментальным анатомическим музеем был музей в петроградской ВМА (Военно-медицинской Академия). Сюда и были переправлены мощи преподобного – тайно, без регистрации, что само по себе было событием чрезвычайным.

Впоследствии чекисты из НКВД много раз приходили забрать мощи. Но  сохранность мощей обеспечивал заведующий кафедрой анатомии, академик В. Н. Тонков,  –  по отцовской линии родом из графской семьи, а по линии матери – из священнической.  Сам В.Н. Тонков и другие сотрудники его кафедры,  рискуя своей жизнью, прятали «экспонат» за шкафом. После кончины В. Н. Тонкова за сохранностью мощей следили его верные ученики. Следует заметить, что в то сложное время повсеместные аресты были явлением вполне обыденным. Однако при всей щепетильности той   уникальной, по тем временам, ситуации именно на этой кафедре анатомии не был арестован ни один сотрудник!

Активные поиски мощей преподобного начались в 1997 г. Главным организатором поисков честных мощей стала инокиня Леонида (Сафонова), выпускница Ленинградского государственного университета, кандидат биологических наук. Изучение архивных документов привело ее в ВМА, где и были обнаружены мощи – предположительно, св. Александра Свирского. На протяжении шести месяцев проводились основательные исследования антропологов, рентгенологов, судебных экспертов и анатомов. В роли консультантов привлекались многочисленные  специалисты различных музеев, архивов и институтов, в том числе Эрмитажа, Кунсткамеры РАН, музея истории религии, института палеонтологии РАН, государственной Публичной библиотеки, центральных исторических архивов, а также архивов других городов.

Доступ к мощам преподобного получили и служители Церкви. Священнослужители начали читать над святыми мощами молитвословия в честь прп. Александра Свирского.  Своеобразным ответом стало обильное мироточение мощей: покрывало, покрывавшее мощи, стало влажным и благоухающим. Сомнений больше не оставалось.

Вновь обретенная святыня была возвращена в Александро-Свирский монастырь и стала доступной для почитания православным народом. И теперь на искренние горячие молитвы, обращенные к преподобному, святой отвечает  обильным мироточением и чудотворениями.

В Троицком храме Свирского монастыря происходит еще одно явное чудо. Здесь, в храме, ставшем в советские времена корпусом  психбольницы, а ныне пребывающем в состоянии крайней заброшенности (отсутствует даже отопление храма) совершается самовосстановление фресок, поновленных еще в 18 в.

Таким стало возвращение к нам  всенародно почитаемого русского святого – прп. Александра Свирского.

199

Мощи преподобного Александра Свирского

Молитвословия в честь св. блгв. вел. кн. Александра Невского

Тропарь, глас 4: Познай свою братию, российский Иосифе, не в Египте, но на Небеси царствующий, благоверный княже Александре, и приими моления их, умножая жита людем плодоносием земли твоея, грады владычествия твоего ограждая молением и православным христианом на сопротивныя споборствуя.

Кондак, глас 4: Якоже сродницы твои Борис и Глеб явишася тебе с Небесе в помощь, подвизающемуся на Велгера Свейскаго и воев его, тако и ты ныне, блаженне Александре, прииди в помощь твоим сродником и побори борющия ны.

Молитва святому благоверному князю Александру Невскому: Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя многими беззаконии непотребны себе сотворшия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины сердца тебе взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими молитвами непоколебимы утверди. Ты великое, возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в нейже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российских отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне праведно венцем нетленным увенчанный, на небесех царствуеши, ходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам. Предстоя же со всеми святыми Престолу Божию, молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, и благоденствии, и всяком благополучии в должайшая лета, да и присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Молитвословия в честь прп. Александра Свирского

Тропарь, глас 4: От юности, Богомудре, желанием духовным в пустыню вселився, единаго Христа возжелал еси усердно стопам в след ходити, тем же и ангельстии чини зряще тя, удивишася, како с плотию к невидимым кознем подвизався, премудре, победил еси полки страстей воздержанием и явился еси равноангелен на земли, Александре преподобне, моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак, глас 8: Яко многосветлая звезда днесь в странах российских возсиял еси, отче, вселився в пустыню, Христовым стопам последовати усердно возжелел еси и, Того святое иго на рамо твое взем – честный крест, умертвил еси труды подвиг твоих телесныя взыграния, тем же вопием ти: спаси стадо твое, еже собрал еси, мудре, да зовем ти: радуйся, преподобне Александре, отче наш.

Молитва прп. Александру Свирскому: Преподобне и Богоносне Отче наш Александре! Смиренно припадающе к раце честных твоих мощей, молим тя прилежно, воздвигни руце твои о нас грешных ко Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, яко да помянет древния милости Своя, имиже обещалася неотступна быти от обители твоея; и подаст нам силу и крепость на врагов душевных, отводящих нас от пути спасительнаго, да явльшеся оных победители, в день Страшнаго суда услышим от тебе похвальный оный глас: Се аз и дети яже дал ми еси Боже! и победный венец от победителя врагов Христа, Сына Божия восприимем, и наследие вечных благ купно с тобою получим; воспевающе Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство и заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

(1317)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *