Крещение Господне

19 января Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник – Крещение Господне, иначе называемый Богоявлением. Подготовка к этому празднику началась еще 15 января с предпраздненства, а наиболее всего проявилась в Крещенском Сочельнике или Навечерии Крещения. Поскольку праздник Крещения в настоящем году является воскресным днем, то в пятницу 17 января было совершено особое богослужение – Царские часы, которое помимо Рождественского и Крещенского Сочельников совершается в Великую Пятницу. В день Навечерия Крещения совершалась Литургия, после которой служилась великая вечерня в честь наступающего праздника с чтением паремий – ветхозаветных чтений, содержащих прообразы Крещения, апостольского послания и Евангельского отрывка, прямо повествующих о событиях Богоявления. После Литургии совершалось Великое освящение воды.

Вечером 18 января в храме св. Александра Невского настоятелем протоиереем Сергием Никаноровым при сослужении штатного духовенства прихода было совершено Всенощное бдение накануне Крещения Господня. Всенощное бдение начиналось с великого повечерия, в течение которого при открытии Царских врат торжественно исполнялись песнопения «С нами Бог», тропарь и кондак Крещения. После великого повечерия духовенство храма совершило праздничную литию с освящением хлебов. На утрене было прочитаны стихи из начала Евангелия от Марка (1 глава, стихи 9-11), повествующие о том, как Господь пришел к Иоанну Предтече креститься от него в водах реки Иордан. Когда Христос выходил из воды, Иоанн увидел «разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него» и услышал голос с небес Бога Отца: «Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Во время чтения канонов праздника, которые были написаны в VII в. великими церковными песнописцами Космой Маюмским и Иоанном Дамаскиным, настоятель храма помазывал прихожан освященным елеем.

В день праздника были отслужены две Божественные Литургии: ночная (в полночь) и поздняя (в 9.00). Литургия приобрела особые черты: вместо обычных антифонов «Благослови, душе моя Господа» и «Хвали, душе моя Господа» исполнялись праздничные антифоны, вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся» (что связано с древним обычаем крестить оглашенных только несколько раз в году, в том числе в праздник Богоявления). Апостольский отрывок был посвящен размышлению апостола Павла о явлении Божественной благодати, через которую Господь «спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (послание к Титу, глава 3, стих 5). Евангельское чтение повествовало о событиях Крещения в свидетельстве апостола Матфея (глава 3, стихи 13-17). Центром Литургии, как и самого праздника Крещения, являлось Причащение верующих Телом и Кровью Христовыми, через которое возможно подлинное соединение человека и Бога уже здесь на земле. После заамвонной молитвы священнослужители вышли в центр храма, где совершили чин Великого освящения воды. После освящения верующие смогли набрать святой воды. Раздача святой воды продолжается несколько дней после ее освящения.

Фото: Серафима Кузина.

(110)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *