Пассия в храме св. Александра Невского

12 и 19 марта в храме св. Александра Невского совершались особые богослужения – Пассии.

Слово «Пассия» образовано от латинского «passio» – «страдание»: это богослужение, посвященное Страстям, или страданиям, Христовым. Пассия – довольно поздняя по времени своего происхождения служба – около сер. XVII века. В первоначальной своей форме она была создана Киевским митрополитом Петром (Могилой). В XVII в. киевские, как и все западнорусские земли находились в составе Польско-Литовского государства, открыто поддерживающего католичество, в особенности деятельность иезуитского ордена. Православное христианство, верным которому оставался народ западнорусских земель, хоть и формально допускалось польской властью, но на самом деле оказывалось гонимым; особенно это проявилось после заключения Брестской унии в 1594 г. и ее насаждения. Однако уничтожаемое православие неожиданно стало возрождаться, еще более активно стали развиваться духовные школы, литературная и полемическая церковная деятельность, расцветала подлинная монашеская жизнь, в чем немалая заслуга упомянутого свт. Петра.

В такой ситуации духовного возрождения чрезвычайно возрос интерес в народе к богослужению, возникла нужда в появлении его новых форм. Одной из таких форм суждено было стать службе страданий Господа. Богослужение такой тематики присутствовало в иезуитском богослужении, а также в униатском, правда, оно отличалось человеческой страстностью и театральностью: в нем присутствуют хоровые части, части «рассказчика» (певца или чтеца), арии различных вокалистов; таким образом, Евангельские события как бы пересказывались по ролям. Православные, взирая на католические «Страсти», возревновали о своем, православном по форме и по духу, богослужении, посвященном воспоминаниям о страданиях Господа. В итоге возникает служба Пассии, которая не имеет ничего общего с католическими и униатскими «Страстями». Такое богослужение полюбилось православным народом, и уже при свт. Петре Могиле Пассии начинают служить в Киевских землях. В XIX в. свт. Иннокентий Херсонский несколько редактирует существующий чин Пассии, в особенности входящий в него Акафист Страстям Христовым, и Пассия принимает близкую к современной форму. В таком виде она изложена протоиереем Константином Никольским в его «Пособии к изучению Устава богослужения Православной Церкви»

Долгое время Пассии служились в основном на территории Западной Руси, в особенности современной Украины. В конце XIX в. Пассия активно распространяется в российских епархиях, в XX в. ее служат практически повсеместно. Тогда ее служили вечером в первые четыре пятницы Великого поста, в конце великого или малого повечерия. В современной церковной практике утвердилась традиция совершать Пассии вечером в четыре воскресных дня Великого поста (обычно со 2-й Недели). Совершение четырех Пассий обусловлено количеством Евангелий, каждое из которых в части описания Страстей Христовых читается на этой службе.

В храме св. Александра Невского вечером в воскресения 12 и 19 марта совершались Пассии. Богослужения возглавлял настоятель иерей Сергий Никаноров в сослужении штатных священнослужителей храма. В храме присутствовало большое количество прихожан, что свидетельствует о том высоком духовном утешении и назидании, которое сопутствует Пассии и ценится церковным народом. Службы Страстей вкраплялись в чин обычного постового суточного богослужения – вечерни. В центре храма было вынесено Распятие Господа. После последней стихиры на стиховне при пении стихиры Великой Пятницы «Тебе одеющегося светом яко ризою» духовенство вышло в центр храма, где при постоянном каждении диаконов священники по очереди читали Акафист Страстям Христовым. Перед чтением Евангелия диакон возгласил известный прокимен «Разделиша ризы моя себе». Затем читался соответствующий Евангельский отрывок (от Матфея на первой и от Марка на второй неделе) о Страстях Господа, описывающий события с ареста и до смерти на Кресте и погребения. После Евангелия прозвучало еще одно песнопение Великой Пятницы – антифон «Днесь висит на древе». В конце совершалось поклонение Кресту при пении стихиры «Приидите, ублажим Иосифа Принопамятного». По окончании вечерни была произнесена проповедь.

Призываем всех верующих молитвенно поучаствовать в Пассиях, которые будут совершаться 26 марта и 2 апреля вечером (в 17.00). На них будут прочитаны отрывки из Евангелий от Луки и Иоанна соответственно.


Новость подготовил: Дмитрий Никитин. Фото: иерей Евгений Маслич.

(180)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *