Пятая седмица Великого поста

icuvioasa_maria_egipteanca_lВ Богослужении пятой седмицы Великого поста Церковь предлагает нам высокий пример постнической жизни в лице прп. Иоанна Лествичника (6-7 вв.), а также прп. Марии Египетской (5-6 вв.).

Житие прп. Иоанна Лествичника убеждает нас в могуществе поста и молитвы, которые самого преподобного возвели на высоту духовного совершенства и открыли ему лествицу рая.

В лице прп. Марии Египетской мы видим образец истинного покаяния. Вместе с тем ее пример уверяет нас в неизреченном милосердии Божием в отношении каждой кающейся души. И это ободряет всех грешников, подвизающихся в духовном делании.

В четверг на пятой седмице совершается так называемое Мариино (или Андреево) стояние. В этот день на утрени читается житие прп. Марии Египетской (составлено Иерусалимским Патриархом Софронием, 7 в.) и весь Великий покаянный канон св. Андрея Критского – тот самый канон, который читался на первой седмице Великого поста. На вечерне к обычным стихирам на «Господи, воззвах», добавляются покаянные стихиры Великого покаянного канона (всего 24 стихиры). Каждая из них заканчивается словами: «Господи! Прежде даже до конца не погибну, спаси мя». Также в четверг ради чтения Великого покаянного канона совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Суббота пятой седмицы называется Субботой Акафиста, а сама служба получила название «Похвала Пресвятой Богородицы». Акафист(«неседальное» в переводе с греческого языка) – молебное пение, при исполнении которого молящиеся стоят. В эту субботу на утрени читается акафист Божией Матери «Взбранной Воеводе победительная…» – первый из акафистов, составленный еще в 7 в. на основе древних кондаков, воспевающих Благовещение Пречистой Богородицы и Рождество Богомладенца Иисуса Христа. Это также единственный акафист, предписанный церковным уставом в пост.

Служба «Похвала Пресвятой Богородицы» была установлена в 9 в. в Византии в благодарность Богоматери за многие избавления страны от врагов. Одно из них произошло на глазах славян. В 860 г. славянское войско под главенством киевских князей Аскольда и Дира на 200 ладьях подплыло к Константинополю (к Царьграду). Однако неожиданно море вскипело, и внезапно налетевшая буря разметала славянские корабли. Пораженные увиденным, князья отправили в Царьград киевское посольство с просьбой объяснить им сие чудо. Византийцы ответствовали, что во всех бедах и нападениях они возлагают свои упования на заступничество Царицы Небесной. И в этом им всегда помогает великая святыня – риза Пренепорочной Девы (одеяние Св. Девы Марии), бережно сохраняемая в расположенном на морском побережье Влахернском храме. В тот раз, как обычно, усердная молитва византийцев завершилась крестным ходом с чудотворной иконой Богоматери и с ее честной ризой, которую, согласно утвердившейся традиции, сам Константинопольский Патриарх омочил в морских водах.

Славяне были потрясены услышанным. Тогда-то и крестились первые русичи, в том числе и сами киевские князья Аскольд и Дир. Также русичи унаследовали благочестивый обычай византийцев. Издревле в российских храмах возносится «Похвала Богородице», утверждая в сердцах православных надежду на помощь в скорбях и на защиту от врагов невидимых нашей Заступницы УсерднойМати Бога Вышняго. В ее честь и сегодня мы поем песнь «Взбранной Воеводе победительная …».

Таким образом, в богослужениях пятой седмицы Великого поста Церковь научает нас молитвенно испрашивать благословения небесных заступников и благовествует о том, что дух злобы изгоняется из человека только молитвою и постом. Вместе с тем богослужебные тексты и песнопения предвозвещают приближающуюся радость воскресения Христова.

О Мариином стоянии

За неделю до Страстной седмицы Церковь совершает память прп. Марии Египетской, и мы снова молимся Великим покаянным каноном св. Андрея Критского, участвуя в Мариином стоянии. Как мы знаем, смысл этого стояния, в отличие от того, когда покаянный канон читается в первую неделю Поста, – в том, чтобы мы испытали себя – стали ли эти слова покаяния нашими собственными словами. Каемся ли мы вместе со всей Церковью, пройдя этот путь, достигаем ли святости? …

Будем молиться, чтобы нам дано было понять, что такое Крест Христов, который означает для нас готовность всегда сражаться с нашей неправдою и смертью, присутствующей в нас, и ради которой Христос Сам терпит крестные страдания смерти. И одновременно будем стараться так строить свои отношения с другими людьми, так стоять за чистоту и правду этих отношений, чтобы быть готовыми принести в жертву Господу самое дорогое, что у нас есть, и, если это потребуется от нас, принести ради этого в жертву даже самих себя. И нам нужно быть готовыми к тому, что те, кто сознательно или несознательно противятся правде и отвергают ее, отвергнут и нас, так что мы будем гонимы и отвергнуты вместе со Христом, потому что сегодня мы живем в мире, о котором Христос говорит: «Знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны…» (Откр. 2: 13).

То растление и беззаконие, которые утверждаются сегодня в мире, требуют от верных Христу такого же мужества в противостоянии злу, какое требовалось от мучеников во время открытых гонений на Церковь. Разве пропагандируемое всюду бесстыдство, растление молодежи и детей (этот наглый разврат, который всюду утверждается как норма и идеал жизни), и слова, которые мы часто слышим даже в церковной среде: «Ну зачем сгущать краски? », … и попытки оправдать самые страшные беззакония – не напоминают нам о том, что «зверь апокалипсиса» уже присутствует в мире и уже показывает свои когти, требуя новых мучеников?

К этому мужеству призывает нас сегодня Господь, напоминая о Своем Кресте. Этот образ подвига и верности в стоянии за заповедь Божию дает преподобная Мария Египетская. И если мы хотим с вами ликовать и радоваться в ночь Светлого Христова Воскресения вместе с небом, вместе во всеми святыми, если мы хотим, чтобы эта радость осталась с нами, – мы должны пообещать Господу, что будем бороться, подобно преподобной Марии Египетской, с грехом, чего бы нам это ни стоило.

Будем дорожить даром благодати Святаго Духа, которая открывает нам непостижимые отношения с Господом и с другими людьми, чтобы и после поста не утратить этот дар и не оглядываться растерянно назад, говоря: «Где все? Где Великий Пост и Пасха, которые недавно так глубоко касались нашей жизни?»

Господь все дает нам, но мы слишком легко забываем, что только Крестом Христовым приходит пасхальная радость всему миру, и радость Воскресения открывается только для того, чтобы мы могли на большей глубине принять Крест Христов. Аминь.

 Протоиерей Александр Шаргунов

(76)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *