Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

19_min9

27 и 28 августа Церковь отметила двунадесятый праздник Успения Пресвятой Богородицы. В этот день вспоминается праведная кончина Божией Матери, сопряженная для нас с печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за весь род человеческий, но также и с радостью о соединении Пречистой Матери Господней со своим Сыном.

В храме св. блгв. вел. кн. Александра Невского также прошли торжественные богослужения в честь двунадесятого праздника Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.  Соборное служение возглавил иерей Сергий Никаноров, настоятель храма. Ему сослужили  иереи Андрей Носков, Виктор Чухно, Вячеслав Перков и дьякон Георгий Таразанов.

По совершении праздничной Божественной литургии отец настоятель, иерей Сергий Никаноров поздравил всех присутствующих с праздником Успения Богоматери. Проповедь, посвященную содержанию и значению  праздника Успения, произнес иерей Виктор Чухно.

Божественная литургия завершилась кратким праздничным молебном.

 

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя повествует Священное Предание, основание которого составили слова самой Божией Матери и апостолов.

Сначала Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Незадолго до кончины Божия Матерь вновь возвратилась в Иерусалим, где усердно молилась. Однажды во время молитвы на Елеонской горе  Архангел Гавриил возвестил ей о предстоящей через три дня кончине и преподнес райскую ветвь – символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами своих праведных родителей.

В день Успения Богородицы, для прощания с нею, в Иерусалиме чудесным образом были  собраны все апостолы – кроме апостола Фомы. Внезапно воссиял несказанный Свет, разверзлась кровля горницы и в нее сошел Сам Христос со множеством поющих ангелов. Пречистая Дева, исполненная великого смирения, молила своего Сына защитить ее от воздушных мытарств и от темной сатанинской силы. Она радостно предала свою душу в руки Господа.

Апостолы перенесли одр Божией Матери из Иерусалима в Гефсиманию. Похоронную процессию сопровождали не только иудеи, но и не веровавшие во Христа. По наущению первосвященников преданные им фарисеи пытались разогнать процессию, чтобы сжечь тело Богоматери, но они были поражены слепотой ангельским воинством. А от благоухающего тела Пречистой Девы многие больные тотчас получили исцеление, покаявшиеся ослепшие прозрели.

Согласно Преданию, в третий день по Успении Богоматери, ради опоздавшего к ее погребению апостола Фомы, ученики Христовы отверзли ее гроб. Однако они не нашли там ее пречистого тела. И в то же мгновение они увидели Божию Матерь во славе ее воскресения и от нее самой услышали слова утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Вот почему Предание говорит нам о телесном восхищении Божией Матери на небо.

Кончину Богородицы Церковь называет не смертью, а успением, поскольку обычная человеческая смерть не коснулась Благодатной. В ней чудесным образом были побеждены законы природы: родив Сына Божия, она сохранила свое девство, а в своей смерти сочеталась с вечной жизнью. Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и, спустя три дня, вселилась с нетленным телом в небесное жилище.

Событие Успения Пресвятой Богородицы праздновалось христианами еще в древние времена. На месте ее погребения был основан храм, в котором хранились драгоценные благоухающие пелены, которыми было повито пречистое тело. В 5 в. погребальные пелены Матери Божией были посланы Иерусалимским Патриархом в дар византийской императрице, святой Пульхерии, положившей их во Влахернском храме.

Святые одежды Богоматери, ее пояс, а также и ее многочисленные иконы до сего дня повсюду творят чудеса. Ибо сама Пресвятая Богородица просила своего Сына, Господа Нашего Иисуса Христа, о благословении всех, почитающих Ее память. Напомним также, что Пречистая Дева особо благословила посещаемую ею при жизни Афонскую Гору как свой удел.

Уделом Богоматери считается и русская земля. Отметим особенное почитание Пресвятой Богородицы и ее Успения в русском народе. Вплоть до 16 в. в Русской Православной Церкви было очень распространено особое богослужение – погребение Богоматери, – в честь особого чествования праздника ее Успения. Однако уже в 19 в., также и в наше время, эта служба происходит лишь в немногих местах. Чин погребения Богоматери совершается на 2-й или на 3-й день праздника Успения, по подобию службы утрени Великой Субботы. Посреди храма поставляется плащаница с изображением Богородицы. На великом славословии (на всенощном бдении) духовенство выходит к плащанице и совершается ее каждение, а затем обнесение плащаницы вокруг храма. После этого следует помазание верующих елеем, читаются ектении и отпуст.

Успение Богородицы служит назиданием того, что смерть не есть уничтожение человеческого бытия, а только переход от земли –  на небо, от тления и разрушения – к вечному бытию. И нашей главной Предстательницей в устремленности духа к Царствию Небесному является именно Пресвятая Пречистая Дева Мария. Поэтому и  сегодня действенны и быстры в исполнении слова обращенной к Богоматери молитвы: «О дивное чудо! Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к Небеси гроб бывает…»; «Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость!».

Тропарь, глас 1: В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.

Кондак, глас 2: В молитвах неусыпающую Богородицу, и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь, к животу престави, во утробу Вселивыйся приснодевственную.

 

Слово на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы

Как можно праздновать день успения – день смерти? – Только если мы помним две вещи. Во-первых, то, что смерть является для нас, остающихся на земле, горькой, болезненной разлукой с любимым. Но для умирающего смерть, успение является торжественной, величественной встречей живой души с живым Богом. В течение всей жизни нашей мы рвемся к той полноте жизни, которую обещал нам Господь; знаем мы это или нет, эту полноту мы можем найти только в Боге. И вот, и знавшие это, святые и верующие поистине, и колеблющиеся, и не знавшие это, и даже это всю жизнь отрицавшие, в день, когда их душа разлучится от тела, окажутся перед живым Богом, Который есть жизнь, Который есть радость, красота; и, как об этом писал отец Александр Ельчанинов, нет такой души, которая, узрев Божественную красоту, объятая Божественной любовью, светом вечной жизни, не преклонится к Его ногам и не скажет: Господи! Тебя единого искал я в течение всей моей жизни…

И вот, празднуя Успение Божией Матери, мы не только верим, что Она воскреснет в последний день, как мы все, но мы знаем достоверно, из апостольского предания, из опыта Церкви – не только святых, но и грешных, которых взыскала Своей любовью и милостью и состраданием Матерь Божия, мы знаем, что Она уже и плотью воскресла и вошла в эту жизнь, которая нам откроется в конце времен. Поэтому мы и можем праздновать сегодня полной радостью день Успения Божией Матери, когда с Нее пали узы тела, когда Она освободилась от границ тварного бытия, когда Она вышла из узких граней падшего мира, и во всей славе, во всей неизреченной Своей красоте, в Своей чистоте встала перед лицом Сына Своего и Бога, перед лицом Бога и Отца…

Радость наша может быть совершенна, без слез, без горя: это торжество жизни; но это тоже свидетельство для нас о том, что воскресение – не пустое слово, что воскресение – не иносказанье, но все мы, по слову Божию, воскреснем и войдем в полноте нашего человечества, и душой, и духом, и плотью в вечность, в радость вечную Господа нашего.

Поэтому возрадуемся и возвеселимся в этот день!

И как дивно, что Русская Церковь, еще в одиннадцатом веке прозрела эту тайну, так восприняла тайну Божией Матери, тайну жизни, и смерти, и воскресения, и последнего торжества, что сделала этот праздник праздником Церкви Русской. Аминь.

митрополит Антоний Сурожский

 

***

…  «в Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице». Она – мир не оставила, а если не оставила, значит, Ее жизнь на земле не кончилась. Это непостижимо, но это так.
То, что сказал Ее Предвечный Сын, исполнилось в Ней в высшей степени:  Кто верует в Меня, не узрит смерти вовек.
Когда блаженный Андрей, Христа ради юродивый, был в райских обителях, то он видел там многих святых, видел ангельские чины, но не видел Матери Божией. «А где же, – спросил он, – Матерь Божия?». – «А ее, – говорят, – здесь нет. Она на земле».
И действительно, Она по земле ходит. На Почаевской горе даже есть след Ее ножки, откуда истекает источник Почаевский. Матерь Божия «мира не оставила».
… Матерь Божия как бы почила – и вскоре проснулась… Проснулась уже в преображенном теле, в воскресшем.
Таково особое благоволение Бога к Матери Божией. И это прежде всего за Ее величайшее и непостижимое смирение: Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди

Наша православная вера особенно Матерь Божию прославляет. И всякое отклонение от истинной веры, православной веры, заключается прежде всего в удалении от почитания Матери Божией и Честного Креста Господня.

Чувство меры, чувство полноты в почитании Матери Божией только в православной вере, где Она занимает первое, высшее и достойнейшее место после Иисуса Христа, Сына Божия. Она превыше всей твари, всего творения… Предстательство Матери Божией за людей имеет в своей основе непостижимую Божественную любовь. У Матери Божией та полнота любви, которая только может быть у человека.
И множество икон, явленных Ею здесь, на земле, имеют наименованием именно выражение этой любви неизреченной: «Заступница усердная рода христианского», «Всех скорбящих Радость», «Взыскание погибших», «Споручница грешных», «Скоропослушница», «Нечаянная Радость», «Милующая», «Спасение утопающих», «Утоление в печалех».
И праздник Ее Успения несет в себе какую-то особую печать тишины, любви, печали, которая светится…

Тот покой, о котором Господь Иисус Христос сказал: Научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.

… И нужно стараться из года в год, от праздника к празднику сохранять это состояние души, которое дается нам этим светлым, радостным днем.
Будем чаще обращаться к Матери Божией, Которая мира не оставила, и настолько милосердна Она, Заступница наша, что, по преданию святых отцов, последнее предстательство за нас, которое будет на Страшном суде, – это предстательство Матери Божией… Всесильно и всемогуще предстательство Матери Божией.

протоиерей Валериан Кречетов

 

***

Амвросий Медиоланский, … черпая из Предания Церкви точные сведения о Ее жизни, говорил о манере Ее общения с людьми. Она никогда не говорила громко, Она никогда не раздражалась, Она никого не пыталась убеждать силой слова, Она никогда не превозносила Себя, Она никого никогда не обижала. Ее слова были тихими, спокойными, умиротворенными, несущими в себе огромную внутреннюю силу.

И внешний вид Богоматери запечатлен на иконах… Первым иконописцем, который отразил Ее пречистый лик, был апостол Лука –  он, как мы бы теперь сказали, писал с натуры. Пред ним была Пречистая Дева Мария; и мы видим, насколько прекрасен этот человеческий лик, проникнутый силой Божией. Нам остались даже повествования о том, как одевалась Божия Матерь. Ее одежды были естественного цвета, скромные и вместе с тем как бы свидетельствующие о Ее внутренней чистоте.

Вот этот внешний образ Божией Матери свидетельствует: смирение было в центре жизни Божией Матери, в центре того, что Она личностью своей свидетельствовала окружавшим о Сыне Своем и Боге.

Эти поучительные свидетельства о Божией Матери заставляют нас, современных людей, о многом подумать. Наверное, одной из самых больших проблем современной лжекультуры является способ общения между людьми. Достаточно внимательно прислушаться к тому, как люди себя ведут во взаимном общении. Как часто здесь мы видим грубость, желание сильным и крепким словом победить соперника или даже просто человека, с которым общаешься, показать ему силу свою, значимость свою! Как часто люди просто бахвалятся, лгут, создают словами совершенно не соответствующую реальности картину своей жизни и своей значимости! Как часто мы употребляем грубость, как словами пытаемся давить на человека, как легко оскорбляем друг друга! Огромное количество конфликтов, которые вырастают в нашем общении, связаны с нашим словом. Слово убивает, слово раздражает, слово порождает огромные противоречия между людьми…

Примером общения для нас должна быть Божия Матерь. А почему? А потому, что через смирение, через тихое слово, через искреннее слово в полной мере проявляется наша сущность.

… Как людям свойственно опираться на силу власти и денег, так им свойственно опираться и на внешние атрибуты жизни, с тем чтобы, подчеркивая свою значимость, достигать цели и в первую очередь возвышать себя над другими… Современного человека можно сравнить с елочной игрушкой, которая блестит, но которая не имеет подлинной ценности. Огромные силы употребляем мы на то, чтобы производить этот внешний блеск, не имея внутреннего света; и потому этот блеск искусственный, не приносящий пользы людям и губящий самого человека.

В том, как Божия Матерь вела Себя, есть великий для всех нас пример: Она являла Собой некий действительно идеальный образ человека, который не опирается на внешнюю силу, но внутренняя сила которого является убедительной для всех…

Пример Божией Матери является сегодня великим примером для современного человека. И мы не должны отмахиваться от проблемы, сознавая это различие между идеалом и реальной жизнью. Мы должны просить Господа вразумить нас, дать нам силы обрести смирение, дать нам мудрость правильно строить отношения с людьми, дать нам способность контролировать свои слова, чтобы эти слова никого не огорчали, не раздражали, не убивали…

Пусть же образ Царицы Небесной поможет мятущемуся и заблуждающемуся современному человеку понимать, что есть подлинные ценности в жизни, и строить свою жизнь не в соответствии с преходящими идеями, которые обрушивает на нас мода или сформировавшийся стиль поведения, а в соответствии с вечными и неизменными истинами, которые Сам Бог предлагает человеку для его счастья и его благополучия.

…  Пречистая Дева…  через смирение обрела великую славу, и символом этой славы и явилось Ее Пречистое Успение. Она умерла, умерла в силу законов человеческого бытия, но бессмертные Ее душа и тело были восхищены Богом в Его славу. И сегодня, молясь Божией Матери, прося Ее о помощи и заступлении, мы никогда не должны забывать того дивного человеческого образа, который явила Пресвятая Дева в назидание всем нам. Аминь.

Святейший Патриарх Кирилл

(72)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *