Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

118 и 19 августа в нашем храме св. блгв. вел. кн. Александра Невского состоялись торжественные богослужения в честь двунадесятого праздника Преображения Господня.`

Соборное вечернее богослужение возглавил настоятель, иерей Сергий Никаноров в сослужении клириков храма – иереев Андрея Носкова, Виктора Чухно, Вячеслава Перкова и дьякона Георгия Таразанова.

Праздничную Божественную литургию совершил настоятель, отец Сергий, которому сослужило духовенство храма. В соответствии с устоявшейся традицией в праздник Преображения священнослужители облачаются в богослужебные одежды белого цвета, поскольку сияние  белых одеяний символизирует собой в этот день блистание божественного нетварного Фаворского Света.

Отец настоятель, иерей Сергий Никаноров поздравил прихожан и всех присутствующих с двунадесятым праздником Преображения Господня. В своей проповеди отец Сергий подчеркнул особенное значение праздника в деле спасения в жизнь вечную – как события, положившего начало преображению всего человеческого естества.

Божественная литургия завершилась чином освящения плодов нового урожая.

Преображение Господне –  одно из самых таинственных новозаветных событий – явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками – Петром, Иаковом и Иоанном.

Этот праздник начали отмечать в Палестине  уже в 4 в., – после паломничества на гору Фавор императрицы Елены, матери римского императора Константина Великого. Императрица Елена повелела построить  здесь храм в честь Преображения. Именно с этого времени гора Фавор и вошла в предание как гора Преображения. Позднее, также по указанию императрицы Елены, здесь, на Фаворской горе был построен монастырь.

О событии Преображения Господня на Фаворской горе сообщают все авторы синоптических Евангелий (повторяющих  друг друга по стилю и содержанию),  – иными словами, все евангелисты, кроме Иоанна (Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36).

Согласно евангелистам, во время молитвы на горе Фавор Иисус Христос «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»  (Мф. 17: 2). При этом явились два ветхозаветных пророка  –  Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме»  (Лк. 9: 31). Затем всех их осенило облако, и ученики услышали раздавшийся из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Мф. 17: 5).

Таким образом, Сам Бог-Отец свидетельствовал Своим гласом о земном явлении Своего Единородного Сына. Преображение выявило в Иисусе Христе соединение двух начал – естества Божественного и естества человеческого: в Его человеческой природе была явлена Божественная природа Спасителя.

Преподобный Ефрем Сирин видит в Преображении соединение двух заветов, принятых Церковью – Ветхого и Нового, Подателем которых и явился Господь Наш Иисус Христос.

Толкование Преображения святителем Иоанном Златоустом выявляет глубинные скрытые смыслы евангельского события. Свт. Иоанн  пишет, что Иисус Христос явил Свое будущее пришествие во славе с ангелами, а также и Свое владычество над небом и над землей и Свою власть над жизнью и над смертью. Вместе с тем Спасителем  было явлено и очевидное для всех будущее преображение нашего человеческого естества. Многие богословы вслед за свт. Иоанном Златоустом полагают: именно тогда уже было преображено и все человеческое естество – образ Божий каждого человека. Само событие Преображения Христова должно было уверить Его учеников: и человек может «облистать светом очерневшее Адамово естество».

Актуализируя значение события и праздника Преображения Господня, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл напомнил о том, то христианство призвано освятить и преобразить земной мир, дабы он стал светлым, как ризы Спасителя: «Церкви глубоко чужд путь революций, разрушения исторических реалий, с тем чтобы созидать новый мир в пустыне. Сущность христианского подвига всегда заключалась в преображении существующей действительности, в изменении нравственной атмосферы в обществе, в приведении ко Христу людей, не знающих Его.

… Конечно, было бы дерзостью ожидать здесь, на земле, увидеть мир совершенным. Совершенство будет явлено лишь в будущем веке, в Царствии Божием. Но если каждый из нас в своей жизни будет во всем следовать Евангелию, то и нынешняя наша действительность изменится, преобразится, причем преобразится не призрачно, а реально. Преобразятся улицы, по которым мы ходим; преобразятся дома, в которых мы живем; преобразятся люди, среди которых проходит наша жизнь. Тогда и нам, может быть, будет дано уже здесь, на земле, увидеть отблеск Фаворского Света в окружающем нас мире».

В русской народной традиции Преображение Господне называется также Яблочным Спасом или Вторым Спасом (после Медового).

Такое народное название объясняется древней традицией. Согласно Типикону (богослужебному уставу), в этот день после праздничной литургии освящается новый урожай – виноград и другие плоды, в том числе и яблоки. Освящение плодов нового урожая символизирует дар Богу от благословленной Им природы и от исполненного благодарения Господу человека: «Молим Тебя, Господи, освяти предложенные нами дары, чтобы они стали Таинством Единородного Твоего Сына, преобразившегося во славе, и сиянием Его света очистили нас от скверны грехов».

Освящение Богом начатков трудов человека имело место еще в ветхозаветном храме:  «Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего» (Исх. 23: 19); «Когда придете в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику» (Лев. 23: 10); «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих» (Притч. 3: 9).

В новозаветные времена освящение плодов в день праздника Преображения, имевшее место уже в 8 в., приобрело особое символическое значение: Преображение Господне выявило новое благодатное (преображенное) состояние, которое человек и весь мир обретают Воскресением Христа. Отныне вся природа, пришедшая в расстройство с момента Адамова грехопадения, ожидает вместе с человеком грядущего обновления.

Отцы Церкви говорят: Иисусом Христом была снята ужасная печать отвержения нашего. И потому, освящая  начатки плодов земных, Церковь снимает с них древнюю печать проклятия и обращает эти плоды уже не в орудие греховной похоти, но в истинное наслаждение возрожденного благодатью человека. В этот праздник Церковь молит Господа, чтобы Он даровал вкушающим освященные плоды не только освящение тела, но и освящение души; чтобы Сам Господь хранил их жизнь в покое и в радости.

Обычно в России принято освящать поспевающие ко дню Преображения яблоки, виноград, а также груши, абрикосы и другие созревшие плоды.

Иконография. На православных иконах Преображение всегда изображается на фоне скалистого (Фаворского) пейзажа. Величие Божественной славы Христа символически выражается в особой белизне Его одежд, которая, в свою очередь, подчеркивается мандорлой – темным кругом, в котором Иисус Христос облекается в литургический образ – в символ просфоры на дискосе. Соответственно Моисей и Илия, живописуемые по обе стороны от Христа, показаны как сослужащие Ему – в качестве священника и диакона.  При этом пророк Моисей обычно держит в руках книгу или (в более поздних вариантах)  скрижали Завета. Ученики Христа – апостолы –  обычно изображаются испуганными увиденным и потому порой даже перевернутыми вверх ногами – как внезапно очутившиеся в иной реальности. Отличием апостола Петра может быть радостное выражение его лица в соответствии с его евангельскими словами: «Равви! Хорошо нам здесь быть».

Понять иконографию праздника Преображения помогают рассуждения дьякона Андрея Кураева: «Христианство стремится соединить человека с горним миром – тем самым освятив мир дольний… Древнерусские иконы, обычно столь сдержанные в передаче человеческих чувств и движений, представляют апостолов опрокинутыми навзничь, пытающимися заслониться от пронизывающего их света… Но проходит первая потрясенность. Дар речи возвращается к ним. Разум, пожалуй, несколько запаздывает с возвращением. Из уст Петра вырывается искреннее, но странное предложение: «Господи! Хорошо нам здесь быть! Если хочешь, сделаем здесь три кущи», т.е. останемся здесь навсегда.

… Но вот что удивительно: апостол предлагает сделать лишь три кущи (палатки): одну для Иисуса и две для явившихся в божественном свете пророков Ветхого Завета, Моисея и Илии. Петр, надеясь остаться в их обществе навсегда, не предлагает поставить жилище для него самого!

В мистической литературе часто сравнивают состояние человека, приведшего свою любовь к созерцанию любви Вечной, с опьянением. Он не помнит себя от радости, он говорит странные вещи, потому что слова бессильны перед полнотой видения…  О чем же говорит «опьяненный» Петр? Оказывается, в изумленном состоянии он не помнит своих «интересов», не заботится о себе, не ждет личных выгод. Он хочет делать добро (или хотя бы знак любви и почтения) – другим: Илии и Моисею…

Но Христос отклоняет этот добрый порыв Петра. На Фаворе нельзя оставаться. С Фавора уже видна Голгофа, и надо идти к ней. Единственные слова, которые Христос сказал ученикам на горе Преображения – были о Его предстоящих смерти и воскресении. Евангелист Марк отмечает, что сходили апостолы с горы, пораженные уже не столько тем, что они видели, но услышанным предсказанием о Распятии. Да, поистине, главная тайна христианства является и в этом небольшом повествовании о Фаворе.

… Мало однажды увидеть Бога. Надо суметь еще сохранить в своем сердце горний луч; надо вырваться из-под власти не мира, но смерти… Фаворское чудо пока осияло лишь апостолов, но не вошло в страдающий мир…».

Фаворское чудо было возможно именно вследствие таинства спасения на вершине Голгофы… Потому-то каждый христианин, соучаствующий со Христом в деле одухотворения и преображения этого мира, может повторить стихотворные строки Осипа  Мандельштама: «Я христианства пью холодный горный воздух»  –  напоенный светом воздух горы Фавор, – так заключает свои рассуждения о Преображении современный богослов.

 

Тропарь, глас 7-й:

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху; да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Якоже можаху – насколько они могли видеть. Присносущный– вечный.

Кондак, глас 7-й:

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистинну Отчее сияние.

(125)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *