13 и 14 августа в храме св. блгв. вел. кн. Александра Невского состоялось праздничное богослужение в честь Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня.
Всенощное бдение возглавил настоятель, иерей Сергий Никаноров в сослужении иерея Виктора Чухно.
Праздничную Божественную литургию совершил отец Сергий Никаноров, которому сослужил дьякон Георгий Таразанов. В своем пастырском наставлении настоятель, иерей Сергий подчеркнул важность благоговейного отношения к Кресту Господню для каждого христианина и отметил особенное значение этого праздника для русского народа.
Божественная литургия завершилась праздничным водосвятным молебном и освящением меда, согласно сложившемуся русскому обычаю.
Напомним, греческая традиция объясняет возникновение этого праздника следующим образом: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней».
В Русской Православной Церкви этот праздник соединился с воспоминанием Крещения Руси в 988 году. Соответственно отечественное предание, восходящее к 17 в., давало следующее описание праздника: «А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весям». Соответственно в этот день совершается поклонение Кресту (по чину Крестопоклонной недели Великого поста) и малое освящение воды. Вместе с освящением воды освящается также мед нового сбора (отсюда сугубо народное название праздника — медовый Спас).
С праздника Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня начинается Успенский пост. Этот пост установлен в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Пост длится две недели – с 14 по 28 августа (н.ст.).
Согласно церковному уставу, в эти дни строгость трапезы такая же, как и в Великий пост: исключаются мясные и молочные продукты, яйца и рыба (рыба разрешается только в праздник Преображения Господня).
Христианский пост – это всегда аскетический подвиг, воздержание от жизненных благ и от удовольствий, которое христианин добровольно возлагает на себя на определенное время. При этом любой православный пост – прежде всего духовное, а затем уже телесное самоограничение: «…отнимем у плоти её наслаждение, приумножим же душевную силу, чтоб, с помощью поста одержать победу над страстями …» (Василий Великий).
Плоды поста – подчинение тела духу – достижение смирения, мира и тишины и, конечно, покаяние. Христианский пост помогает оторвать душу от земного, временного, греховного и взрастить в ней любовь к небесному, к Божественному, к вечному. Основная цель поста – духовный рост христианина.
«Истинный пост, – учит святитель Иоанн Златоуст, – есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».
Духовные наставники поучают: не ищите оправданий нарушению поста, чтобы Господь не уклонил ваше сердце в лукавство оправдания грехов. И если отступили от поста, – принесите покаяние и снова попробуйте держать его так, как положено православным христианам.
Сошлемся и на существенное архиерейское замечание: «Не профанируйте православие «яблочными» и «медовыми» Спасами. Нельзя в угоду каким-то псевдоблагочестивым народным традициям опускать Православие до какого-то бытового уровня, именуя праздники, которые непосредственно связаны с нашим спасением, упрощенными названиями» (епископ Обуховский Иона (Черепанов)).
***
Слово о посте
Возлюби нищету Христову, чтобы там обогатиться тебе Христовым Божеством. Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков; умудряет законодателей. Пост – доброе предохранение для души, надежный сожитель телу… Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия … Пост возводит молитву на небо… У постящихся тело честно, и душа драгоценна.
Пост упокоил Лазаря в недрах Авраамовых. Посему возлюбим его и мы, чтобы и нас приняло Авраамово лоно…
Пост – благоустройство города, благочиние торжища. Пост – мир в домах…
Пост – путь к покаянию… Пост не любит мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать, постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся.
Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти свои огорчения и сделанное им зло, хотя, по-видимому, молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают ее в разбитую бочку. Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата.
Господу слава и держава во веки веков! Аминь.
преподобный Ефрем Сирин
(125)