Явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани

120 и 21июля в храме св. блгв. вел. кн. Александра Невского состоялось торжественное праздничное богослужение в честь иконы Казанской Божией Матери. Всенощное бдение и Божественную литургию совершил иерей Евгений Маслич в сослужении протодьякона Романа Штаудингера.

Отец Евгений поздравил всех участвующих в богослужении с праздником. В своем напутственном пастырском слове он отметил, что Казанская Богородица всегда являла себя русскому народу как Заступница. В тяжелую годину именно к этому образу направлялись народные молитвы. Казанская Богородица возглавила народное ополчение против польского нашествия в 17 в. Перед иконой Казанской Божией Матери молился Петр Великий со своим воинством накануне Полтавской битвы. К этому образу обращался великий полководец Кутузов во время Отечественной войны 1812 г. У нее просил о молитвенном заступничестве местоблюститель Патриаршего Престола Сергий (Страгородский) в 1943 г., во время Великой Отечественной войны.

Также и всем пришедшим на богослужение отец Евгений пожелал молитвенного заступничества Пресвятой Богородицы. Недаром православные обращаются к  прославленному образу со словами: «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице …  Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим».

Праздничное богослужение закончилось панихидой по усопшим.

м. Татиана

***

21июля – день чествования иконы Казанской Божией Матери.

Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых Русской Православной Церковью чудотворных икон, явившаяся в Казани во 2-ой пол. 16 в., в 1579 г.  – вскоре после взятия татарского Казанского царства Иоанном Грозным.

Обретение новоявленной иконы описал современник и свидетель тех событий Патриарх Гермоген, святитель Московский, в ту пору бывший священником казанской церкви.

Пресвятая Богородица Сама трижды явилась во сне девятилетней благочестивой девице Матроне и повелела взять Свою икону из земли, указав место нахождения иконы – на пепелище после пожара. В указанном месте, на глубине около метра, действительно была найдена икона. Она была завернута в кусок сукна и сияла чудным светом.

Очевидно, Пресвятая Богородица явила здесь свою чудотворную икону для того, чтобы утвердить в христианской вере вновь обращенных местных жителей. Знаменательно, что прежде всего икона прославилась своей исцеляющей силой: излечивались многие больные, особенно слепцы.

Спустя всего лишь 15 лет после обретения иконы, в 1594 г., сам Патриарх Гермоген описал как само обретение образа, так и явленные от него чудеса.

По повелению  царя Иоанна Васильевича в Казани, на месте явления иконы, были  построены церковь и женский монастырь. Первою инокинею, а затем и настоятельницей монастыря стала девица Матрона. Позднее, в 1768 г.  императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной.

В Москву список с чудотворной Казанской иконы был отправлен уже в 1579 г.,  в год обретения иконы. Здесь также был построен храм в честь чудотворного Казанского образа Богоматери.

Тем не менее, более полстолетия, до сер.17 в. икона почиталась местно, только в Казанской епархии.

Общероссийская известность и почитание образа связаны с событиями Смутного времени 17 в.  – с освободительной войной нашего народа от польских захватчиков. Тогда в Москву был привезен из Казани почитаемый образ Богоматери. Именно с Казанской иконой двинулось на Москву ополчение, освободившее город от самозванцев Смутного времени.

В благодарность за чудодейственное заступничество иконы Казанской Богородицы – в память чудесного избавления Москвы от поляков,  – по инициативе князя Пожарского в Москве было установлено местное празднование почитаемой иконе. А вскоре на Красной площади был построен новый храм в честь иконы, куда был перенесен ее «московский» список (впоследствии, после разрушения Казанского собора в 1936 г., этот почитаемый список был перенесен в Богоявленский Елоховский собор).

Наконец, в сер. 17 в. по повелению царя Алексея Михайловича 22 октября ст.ст./ 4 ноября н.ст. устанавливается общероссийское, общегосударственное почитание иконы.

При Петре I, в нач. 18 в. один из списков чудотворной иконы из Москвы был перенесен в Санкт-Петербург. С нач. 19 в. этот список находится в Казанском соборе (построенном на месте прежней разрушенной церкви).

К   нач. 19 в. Казанский образ Богородицы почитался в России наряду с такими древними иконами Богоматери, как  Владимирская и Смоленская.

Один из образов Казанской иконы даже хранился с конца 20 в. в личных покоях папы Иоанна Павла II. «Ватиканская» икона была преподнесена Патриарху Алексию II в 2004 г. в Успенском соборе Московского Кремля. В 2005 г. Патриарх Алексий II передал образ Казанской епархии.

С 2005 г. день празднования  Казанской иконы Богоматери –  4 ноября (н.ст.) –  отмечается в России как новый общегосударственный праздник –  День народного единства.

Знаменательно, что именно эту икону в 2011 г. космический корабль «Юрий Гагарин» доставил на Международную космическую станцию. По словам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, отныне «над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной».

Очевидно значение прославленного образа для нашего народа. Однако вспомним обстоятельства чудесного обретения образа: получение исцеления многими недужными и особенно прозрение слепцов. Тем самым икона удостоверила значение своего явления прежде всего для просвещения духовным светом истинной веры всех, омраченных слепотою неверия или лжеучения.

 

Иконография.

Казанская икона являет собой вариант Одигитрии («Путеводительница», «Указующая путь»  –  перевод с греч. яз.)  – иными словами, образа, указующего верный жизненный путь – путь веры в Истинного Бога.

По преданию, самая первая Одигитрия (Влахернская икона) была выполнена евангелистом Лукой и привезена в Византию в сер. 5 в. из Святой Земли царицей Евдокией, женой императора Феодосия.

Казанский образ Одигитрии отличает оплечное изображение Богоматери.   Богородица небольшим наклоном головы указывает на Богомладенца. Младенец Христос представлен по пояс и строго анфас.  Христос обращен к предстоящим (к зрителям). Его правая рука благословляет молящихся (обычно двуперстно).

С догматической точки зрения основной смысл этого образа (как вариации Одигитрии)явление в мир «Небесного Царя и Судии» Царственного Младенца, Которому должно быть оказано должное поклонение.

Также отметим, что уже в сер. 18 в. во многих епархиях Русской Церкви появились десятки чтимых местных списков Казанской иконы, прославившихся многими чудесами: Тобольская, Каплуновская, Вознесенская и др.

Тропарь, глас 4:

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающих. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8:

Притецем, людие, к тихому сему и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению, покрову Девы: ускорим на молитву и потщимся на покаяние: источает бо нам неоскудныя милости Пречистая Богородица, предваряет на помощь и избавляет от великих бед и зол благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Величание:

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающым.

 

(36)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *