Окончание православного чинопоследования пассии

IMG_1113На пятой неделе Великого поста, посвященной памяти прп. Марии Египетской, закончилось служение пассий. Вечером, на воскресной вечерне служилась последняя, четвертая пассия, за которой читалось особенное, отличное от трех остальных Евангелие от Иоанна. Св. Иоанн Богослов написал свое Благовествование позднее всех остальных, обобщив и дополнив созданное до него. Отцы Церкви отмечают: если предыдущие три евангелиста возвестили о земных делах Христа, то последний – Иоанн, – вдохновленный Св. Духом, написал духовное Евангелие. Его изложение сосредоточено прежде всего на горней, на божественной, природе Христа. И потому именно благодаря евангелисту Иоанну в страданиях Христовых мы ясно видим их промыслительность – неизбежность и спасительность таковых для всего рода человеческого.

Напомним, что пассии нет в Уставе Православной Церкви (в Типиконе), поскольку она составлена сравнительно поздно – в 1-ой пол. 17 в. – и длительное время служилась лишь в юго-западных епархиях. И только с нач. 20 в. служение пассии широко распространилась по всей России. Поэтому до сего дня служба пассии вызывает споры и даже некоторое смущение среди православных. Прежде всего отмечается необязательность пассии с точки зрения Устава, близость ее католическому богослужению – родство западным страстям (passio) по Матфею (Марку, Луке, Иоанну), а также некоторая нарочитая торжественность пассии, способная вызывать, на взгляд ревнителей уставного православия, излишнюю религиозную экзальтацию, свойственную опять-таки западному христианству.

Однако противоположная сторона дискурса отстаивает законность местонахождения пассии в православном богослужебном календаре. Аргументация оппонентов строится на признании пассии церковным последованием, богослужебным чином в православном служении. И в этом видится ее отличие от западных страстей (passio), обретающих свое воплощение в Католической Церкви в виде драматического изображения Крестных страданий, в котором, действительно, возобладают экспрессивные музыкальные формы преимущественно светского характера.

Иное впечатление производит на верующих православное чинопоследование пассии. Сосредоточенность молящихся на страданиях Спасителя углубляет и расширяет христианское переживание Крестных мук Христовых, даруя православным высокое духовное утешение и назидание.

Последняя, четвертая пассия с ее евангельскими словами о Гефсиманских и Голгофских страданиях Иисуса Христа, как бы духовно перекликается с назидательностью пятой великопостной недели, утверждающей великое милосердие Божие в деле спасения всякой человеческой души. Житие прп. Марии Египетской свидетельствует: заблудшая душа приводится к подножию Креста Господня, силой Которого и свершается возрождение из порочной блудницы – возсиявшей во славе праведницы.

Вчера в нашем храме блгв. вел. кн. Александра Невского как и прежде, соборную службу пассии возглавил настоятель иерей Сергий Никаноров. В последний раз в конце службы верующие с благоговением подошли поклониться к вынесенному на середину храма Распятию, возносясь духом на Голгофу, – в сознании того, что именно Крест Христов явялется средоточием и основанием всей нашей жизни, нашей веры, а, значит, и нашего упования на спасение, непременным условием которого служит сораспятие каждого из нас со Христом.

Такой духовный настрой очень важен в преддверии Страстной седмицы.В свою очередь достижению такового очень способствует законченное вчера православное чинопоследование пассии.

Слово на пассии

О, если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили
                 на весы страдание мое! Оно верно перетянуло бы песок морей!
(Иов. 6: 2-3).

Так тяжки были страдания и болезни великого ветхозаветного страдальца – праведного Иова! Но безмерно тяжелее и ужаснее, чем страдания Иова, были страдания Того великого Мужа болезней, Которого Иов был только прообразом, – страдания Искупителя нашего, Богочеловека Господа Иисуса Христа. Все, что только может сделать страдания нестерпимо жестокими и сообщить им невыносимую тяжесть, – все соединилось в муках голгофского Страдальца.

… Жесточайшие страдания и муки телесные и ужаснейшие страдания душевные – вот что составило тот единственный по тяжести своей крест, который мог поднять на рамена Свои один только воплотившийся нашего ради спасения Господь Славы. Все его заслуги, добрые дела, божественное достоинство были нагло попраны и подвергнуты поруганию…

Святейший святых, Судия всей вселенной, величайший Благодетель рода человеческого предстоит как преступник пред неправедными судьями … и подвергается осуждению! Венец терновый возлагается на главу Царя всей твари … Сладчайший Иисус, Царь славы и Господь, сидящий на херувимах, возносится на престол поругания – на Крест Свой – и от вероломных и мятежных врагов Своих терпит насмешки, хуления и поношения …

К тяжести унижений присоединялись и ужасные страдания телесные, происходящие от боли тела. Почти каждый член Его тела подвергался своему особенному страданию, все члены Его страдали. Святейшая глава Его была изъязвлена тернием и биена тростию, святейшее лицо Его страдало от заплеваний и заушений. Плечи Его были покрыты ранами от бичевания. На руках и ногах Его горели язвы гвоздинныя. Вкус Его страдал от горечи оцта, ребро — от прободения копием.

Но как ни тяжки были страдания от язв, покрывающих святое тело Его, они были ничто в сравнении с ужаснейшими страданиями всего тела, происходившими от распятия…

Боже, Боже наш, как тяжко сострадать Тебе, как же тяжки были для Тебя Твои страдания!

Муки Божественного Страдальца усугублялись от сознания невинности. Обозревая Свою жизнь, сознавая Свою совершенную безгрешность и святость, припоминая бесчисленные благодеяния, оказанные людям, и видя их неблагодарность и неправедное за все это воздаяние, какую скорбь должно было чувствовать Его любящее сердце! Тяжесть страданий Его увеличивалась и от того, что Его распятия требовали не язычники, не чужой народ, но соотечественники-иудеи, пользовавшиеся бесчисленными благодеяниями Иисуса Христа.

Душа Его скорбела, что предателем Его является избранный ученик Его Иуда, который коварством и лестью, через лобзание, предает своего Учителя. Страдания Богочеловека на Кресте не встречали сочувствия и сострадания человеческого, напротив, злоба, неистовое злорадство и насмешки сопровождали Его ужасные крестные муки.

Лишь три мужественные жены, воодушевленные любовью к Страдальцу, — Пресвятая Дева Мария, Мария Клеопова и Мария Магдалина — и возлюбленный ученик стояли при Кресте Его и смотрели на Его страдания и смерть. Остальные ученики страха ради убежали, пламенный ученик Его Петр отрекся. Сам Отец Небесный оставляет возлюбленного Сына Своего, и из Его уст вырывается вопль: Боже Мой, Боже Мой! почто Меня оставил еси? (Мф. 27: 46).

Для чего Господь подъял столь тяжкие страдания? Чтобы умилостивить ими Правосудие Божие и приготовить нам все средства для нашего спасения, оставить нам в страданиях Своих образ, да последуем Ему! Иисус Христос, приняв на Себя великое дело спасения рода человеческого, добровольно обрек Себя на все бедствия и страдания и не отступил пред ними. Так и каждый из нас должен служить для блага своего и спасения, а также и для блага и спасения ближних с полным самоотвержением, обрекая себя на все труды, опасности и даже смерть. Только в этом случае мы будем последовать стопам Богочеловека, Который до крови стоял за дело Свое.

Пусть каждый будет готов стать до крови за святое и правое дело, за святое Божественное учение, защищая истину и правду от гонителей их. Господь Иисус Христос в Своих страданиях явил полную покорность воле Отца Небесного и величайшее незлобие. К Своим распинателям Он не только не питал ненависти, но и молился за них Отцу, говоря: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23: 34). С такой преданностью воле Божией, с таким незлобием по отношению к врагам должны и мы переносить свои страдания. Тяжесть страданий Спасителя нам известна, но известна также и слава, которую даровал Ему Бог Отец за эти страдания. …

Подобно сему славный конец будет иметь и всякий, кто за истину и правду терпит бедствия и страдания.

Господи, помоги нам донести свой крест и за святое богоугодное дело постоять до конца, не страшась смерти и крови, да к Тебе взываем: Иисусе, Сыне Божий, помяни нас, егда приидеши во Царствии Твоем. Аминь.

   Архимандрит Кирилл (Павлов)

(119)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *