Пятая неделя Великого поста празднуется как память преподобной Марии Египетской, жизнь которой стала ярким и убедительным примером глубокого покаяния.Мария родилась в Египте в сер. 5 в. В двенадцать лет она ушла от родителей и поселилась в Александрии, где стала блудницей. Однажды Мария отправилась вместе с паломниками на корабле в Иерусалим, на праздник Воздвижения Креста Господня. Однако тогда ее помыслы не были исполнены благочестия – напротив, в путешествии Мария надеялась весело провести время: ее привлекла возможность повеселиться в компании молодых людей.
Но в Иерусалиме произошло событие, перевернувшее всю ее жизнь. Мария не смогла войти в храм Гроба Господня: ее удерживала какая-то неведомая сила. Так, чудесным образом, к ней пришло осознание своего страшного падения: ей открылась вся ее нечистота и недостойность. В сокрушении сердца, со слезами Мария стала молиться перед иконой Богородицы в притворе храма. После долгого плача по милости Божией она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Блудница услышала голос, сказавший ей, что для обретения блаженного покоя она должна уйти за реку Иордан.
Мария исполнила повеление. Приняв Святое Причастие, она перешла Иордан и поселилась в пустыне. Здесь в полном уединении, в жестком посте и в беспрестанной покаянной молитве она провела целых 47 лет. Первые 17 лет Марию мучили блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни. Но Мария терпеливо борола греховные помыслы и мужественно исправляла свою порочную жизнь. Уже и одежда ее истлела от ветхости. Лишь после многолетних и многотрудных испытаний страсти оставили святую и тогда сила Божия всецело преобразила ее грешную душу и смиренное тело.
Единственным человеком, который видел Марию после ее ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Следуя уставу Иорданского монастыря, он удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там-то Зосима и встретил Марию. Ему было открыто, как во время молитвы она поднялась на локоть от земли и цитировала чудесным образом узнанные ею тексты Священного Писания.
Исполненный благоговения Зосима выслушал рассказ Марии про ее жизнь. Мария попросила его вернуться через год и причастить ее. И вот по прошествии года Зосима пришел со Святыми Дарами в пустыню, на берег Иордана. Святая пришла к нему с другого берега: осенив воды крестным знамением, она перешла по реке, как посуху, и, приняв Дары, опять удалилась в пустыню. Спустя год Зосима вновь возвратился на место их встречи. Однако на этот раз он нашел Марию уже умершей. На земле было начертано ее имя и время ее упокоения – день последнего земного причастия святой. Надпись также гласила: «Погреби, авва, тело смиренной Марии, отдай прах праху». Внезапно появившийся лев исполнил повеление Зосимы и своими когтями вырыл могилу в твердой как камень земле. Тело преподобной Марии Египетской было погребено в пустыне, где свершилось ее покаяние. А на месте ее обращения – в храме Гроба Господня в Иерусалиме – установили часовню в честь прп. Марии Египетской.
Зосима рассказал насельникам монастыря о великой удивительной подвижнице, многие годы жившей в пустыне. Это изустное предание было записано уже в 7 в. Иерусалимским Патриархом Софронием, составившим «Житие Марии Египетской».
Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния. С тех давних пор святая считается покровительницей всех кающихся, но прежде всего раскаивающихся женщин. Прп. Мария почитается не только Православной, но также Католической и Англиканской Церковью.
Пример преподобной указывает условия спасения – искреннее сердечное покаяние, твердое решение положить предел прежней порочной жизни и упование на помощь Господа и Богоматери. Житие св. Марии доносит до нас ясное понимание того, что Богу ненавистен только грех, но не сам мучимый страстью человек, которому Господь всегда сострадает и об исправлении которого неизменно радуется. Вместе с тем жизнь прп. Марии убеждает нас в том, что покаяние требует огромной духовной работы кающегося над собственной душой – ради полной перемены сознания, а также ради очищения и преображения всего человеческого существа – духа, души и тела.
Рассуждая о житии прп. Марии Египетской, свмч. Серафим (Чичагов) говорит о безграничном милосердии Божием: силой такового стирается порочное прошлое Марии и она входит в рай вместе с непорочными девами. Полнота истинного прощения, которому научает нас Господь, освящает душу и тело и делает возможным переход кающейся великой грешницы – в великую праведницу! Милость Божия, – продолжает свмч. Серафим, – претворяется в Божие призывание. Так житие преп. Марии открывает нам устроение Богом дела спасения человека, которое начинается еще до сознательного обращения страждущего – помимо его воли, через, казалось бы, «случайные» внешние обстоятельства, в конечном счете приводящие заблудшую душу к подножию Креста Господня. Такова непостижимая человеку мера милосердия Божия.
Еще в средневековых легендах многие мотивы жития Марии Египетской были перенесены на Марию Магдалину, преданную ученицу Христову. Почитание Марии Магдалины в православной и в католической Церкви различно. Православие почитает ее как святую равноапостольную мироносицу, излеченную Христом от семи бесов (Лк. 8: 2; Мк. 16: 9) и впоследствии, согласно Евангельскому повествованию, неотлучно следовавшую за Учителем (Мк. 15: 40-41; Лк. 8: 3). Мария Магдалина присутствовала при распятии и при погребении Христа (Мф. 27: 56, 61 и др.). Она удостоилась возвещения от Ангела новости о Воскресении Христовом (Мф. 28: 1-8; Мк. 16: 1-8; Ин. 20: 11-13) и, наконец, она сама стала свидетельницей посмертного явления Христа, о чем и возвестила апостолам (Ин. 20: 14-18; Мк. 16: 9-11). В византийской литературе повествуется также о том, что после распятия Христа Магдалина вместе с Богоматерью отправилась в Эфес к св. Иоанну Богослову, где помогала ему в трудах. Согласно апостолу Павлу, Мария Магдалина благовествовала в Риме (Рим. 16: 6). Отсюда связанное с ней пасхальное предание и традиция крашеных пасхальных яиц. Святая равноапостольная Мария Магдалина мирно скончалась в Эфесе. В настоящее время ее мощи находятся в нескольких афонских монастырях.
В католической же традиции Мария Магдалина отождествляется сразу с несколькими евангельскими персонажами: с Марией, сестрой Марфы и Лазаря из Вифании, одновременно с грешницей, совершившей помазание головы Иисуса в доме Симона прокаженного в Вифании, наконец, с кающейся блудницей, омывшей ноги Христа миром и отершей их своими волосами в доме Симона фарисея. Также многочисленные западноевропейские легенды наделили образ Марии Магдалины чертами из жития прп. Марии Египетской. Католическое отождествление выше упомянутых евангельских персонажей с Марией Магдалиной окончательно было свершено римским Папой св. Григорием Великим на исходе 6 в. Впоследствии, уже во 2-ой пол. 20 в., Католическая Церковь пыталась исправить некоторые ошибки толкования Священного Предания и в этом свете развести неправомерное отождествление Марии Магдалины с другими новозаветными героинями. Однако такого рода стремления остались безрезультатными, а образ Магдалины неизменным.
Согласно западнохристианской легенде, Мария Магдалина закончила свою жизнь отшельницей в землях нынешней Франции. Якобы вторая половина ее жизни прошла в пустыне, где она на протяжении 30 лет слезно оплакивала свои грехи, предаваясь строжайшей аскезе. Ее изможденное постом тело каждую ночь возносилось ангелами на небеса для его исцеления. Одежда Магдалины истлела, ее наготу прикрывали лишь длинные волосы. Случайно забредший в эти края священник увидел Марию молящейся в хоре ангелов, поднявшейся над землей на высоту двух локтей. Он причастил ее перед смертью и предал ее тело земле – во вновь отстроенной им церкви. Мощи святой до сего дня показываются в одной из церквей Прованса (юг Франции).
Выше сказанное позволяет констатировать: в католическом сознании Мария Магдалина предстает в виде кающейся блудницы.
В протестантизме же Магдалина почитается исключительно как святая мироносица.
Уже в эпоху средневековья образ Марии Магдалины обрел в европейском сознании неимоверную популярность. Ей посвящается огромное количество произведений искусства. Миф о Марии Магдалине получил литературную обработку. Появляется множество ее ярких, красочных живописных образов. Обычно Мария изображается обнаженной, ее тело прикрыто лишь длинными ниспадающими волосами. Неизменным главным атрибутом Марии стал сосуд с благовониями, которыми она помазывала ноги Иисуса Христа.
Показательно, что в западноевропейском искусстве живописные изображения Марии Египетской практически отсутствуют – налицо замещение ее образа изображениями Марии Магдалины, причем на сюжеты из жития египетской подвижницы. Обратная ситуация наблюдается в иконописи. Здесь иконография Магдалины почти не разработана, зато Мария Египетская изображалась часто – как отшельница, в рубище – как одна (иногда с житием), так и вместе с другими святыми. Объяснение этого заключается в разных традициях церковного искусства восточного и западного христианства. Иконопись характерна именно для православия. Для католицизма, напротив, гораздо в большей мере типичны скульптурные либо живописные, фактически светские образы и библейских, и евангельских персонажей.
В частности в русской иконописи сер. – 2-ой пол. 17 в. получили распространение патрональные (тезоименные) иконы – с изображением святого покровителя, в честь которого крещаемый получил свое христианское имя. В силу данного обычая в России получили большое распространение иконы с изображениями прп. Марии Египетской и прп. Алексия, человека Божия – небесных покровителей царя Алексея Михайловича и его первой супруги Марии Милославской, считавшей преподобную своей небесной покровительницей. Отметим также, что Житие прп. Марии Египетской издревле стало на Руси одним из самых любимых домашних чтений.
Молитвословия прп. Марии Егиипетской
Тропарь, глас 8: В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Тем же и со ангелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.
Кондак глас 4: Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.
Молитва прп. Марии Егиипетской
Услыши недостойную молитву нас, грешных, избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь; и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.
(172)