Храм св. Александра Невского отметил свой Престольный праздник


6 декабря (23 ноября по старому стилю) Русская Православная Церковь совершает память святого благоверного и великого князя Александра Невского, В этот день в 1263 году тело св. Александра было погребено в Рождественском монастыре во Владимире. Другим днем памяти святого князя является 12 сентября (30 августа по ст.ст.) – это праздненство перенесения при императоре Петре I мощей князя Александра из Владимира в новую столицу России – Петербург.Накануне праздника, 5 декабря, настоятелем храма, протоиереем Сергием Никаноровым, и штатным духовенством храма было совершено Всенощное бдение. На великой вечерне были прочитаны три отрывка из Ветхозаветной книги Премудрости Соломона, описывающие непорочное житие праведников. На утрени духовенство храма пропело величание св. Александру Невскому: «Величаем тя, святый благоверный великий княже Александре, и чтим святое успение твое, ты бо молиши о нас Христа Бога нашего». После прочтения праздничного Евангельского отрывка настоятель храма совершил помазание молящихся освященным на литии елеем после целования ими иконы святого князя с частицей его мощей. В это время читались каноны Введения во храм (идет попраздненство этого двунадесятого праздника) и св. Александру Невскому. Приближение праздника Рождества Христова ощущалось по ирмосам соответствующего канона «Христос раждается», которые использовались в качестве катавасии.

В сам день праздника, 6 декабря, состоялась Божественная Литургия. Богослужение возглавил митрополит Томский и Асиновский Ростислав. Его Высокопреосвященству сослужили секретарь Томской епархии архимандрит Иосиф (Еременко), настоятель храма святого князя Александра Невского г. Томска протоиерей Сергий Никаноров, игумен Богородице-Алексиевского монастыря Кирилл (Умрилов), руководитель Отдела Томской епархии по социальному служению и благотворительности протоиерей Николай Абрамов, настоятель прихода в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» ЛИУ № 1 г. Томска протоиерей Александр Классен, настоятель Свято-Феодосиевского храма г. Томска иерей Евгений Маслич, духовенство Александро-Невского и других томских храмов.

Диаконский чин возглавил протодиакон Владимир Марков.

По окончании литургии митрополит Ростислав поздравил духовенство и прихожан с престольным праздником, а протоиерея Александра Классена с днём тезоименитства.

Обращаясь к пастве, Его Высокопреосвященство призвал томичей брать пример с жизни святого благоверного князя Александра Невского.

– Пусть пример его жизни утверждает каждого из нас в твёрдом стоянии в православной вере, в устремленности наших сердец к Богу и преданности Его святым евангельским заповедям.

Всех причастников, приступивших в этот праздничный день к Чаше Жизни, глава Томской митрополии поздравил с принятием Святых Животворящих Христовых Тайн.

В этот торжественный день с пастырским словом обратился к верующим настоятель Свято-Феодосиевского храма г. Томска иерей Евгений Маслич, уподобив в своей проповеди святого князя Александра Невского «тому мудрому человеку, о котором рассказывает евангельская притча о жемчужине».

– Подобно тому человеку, он однажды нашёл великое сокровище и всё, что имел, он продал для того, чтобы его приобрести. Князь имел всё в этой жизни. Он имел славу великого полководца, украсившего себя победами, имел славу дипломата, имел все блага мира сего, которые так вожделенны для нас. Но при этом всё это он променял на то главное, что надлежит всегда держать в уме христианину, то главное сокровище, которое сделало его ныне гражданином Неба, – отметил иерей Евгений и призвал всех собравшихся молиться святому князю Александру, «чтобы и нам следовать путем святым, дабы наследовать жизнь вечную».

По окончании Божественной литургии был отслужен краткий молебен святому благоверному князю Александру Невскому перед иконой с частицей его честных мощей – главной храмовой святыней.

 

Образ святого Александра Невского и церковный взгляд на него представлен в его житии. Первое житие св. Александра, как считают историки, было составлено в 80-е годы ХIII века – практически сразу после смерти князя, тогда же началось почитание его как святого. Житие (начиная с самых ранних списков) изображает в св. Александре Невском черты, присущие воину и правителю: физическая красота («И красив он был, как никто другой, и голос его — как труба в народе, лицо его — как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте»), сила («сила же его была частью от силы Самсона»), мудрость дал ему Бог премудрость Соломона), храбрость и мужество храбрость же его — как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую»). Однако все эти качества князя есть следствие его ревностной веры и упования на милость и помощь Божию: когда некий западный король захотел напасть на княжество св. Александра, последний, «услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами»; «пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь своего большого войска, но уповая на Святую Троицу». Важно и то, что, достигнув победу, князь воздавал славу Богу («возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца»), а также призывая народ прославлять Бога за победу («Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям, которых питал Господь в пустыне»). Вследствие наличия у благоверного князя таких христианских качеств совершенно не удивительно, что у св. Александра появляется особое аскетическое устремление в конце жизни – «безмерное желание принять ангельский образ», т.е. монашество.


Фото: Серафима Кузина

(84)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *