От Томска до Хакасии велопробегом и не только (или дневник путешествия подростков за пределы Томска). Часть II

IMG-20190802-WA0010

С 26 июля по 12 августа был реализован проект путешествия воспитанников Воскресной школы храма св. Александра Невского, объединивший два отдельных маршрута, по которым в предыдущие года двигались подростковые и молодежные группы Александроневского храма со своими друзьями: 1. велопробег Томск – Кемерово; 2. Кемерово – Хакасия (автотранспортом).

Первый этап путешествия велопробегом завершился на пятый день. За плечами подростков оказалось около 300 км. На передых отводилась одна ночь. Эта ночь была хоть и в городе, однако ж ночлег предполагался опять в «родных» палатках. Эта ночка досталась холодной. Даже тучки успели набежать и всплакнуть, промочив наше жилье.

Со следующим днем наступал и следующий этап путешествия, который едва ли мог быть похожим на предыдущий. Перед нами, путешественниками (уже на автомобилях), стояли совершенно иные задачи:

  1. Влиться в работу впервые открывшегося в Абакане православного детского палаточного лагеря и стать его соорганизаторами;
  2. Принять участие в православном молодежном форуме, организованном отделом по молодежной работе Абаканской епархии (Изербель);
  3. Посетить древнейшую обсерваторию (эпохи до Авраама) и постараться найти ответ на возникший во время предыдущего посещения вопрос (Сундуки, Хакасия).

Мы сказали «на автомобилях», но не сообщили о том, где мы их раздобыли? Первый был раздобыт еще в Томске у протодиакона Романа, второй – у инструктора по туризму, нашего педагога. Третий, который был побольше обоих (Газель), предоставил тот самый священник, к которому мы прибыли в Кемерово (о. Анатолий Штефан). Этому автомобилю можно даже посвятить целую повесть, поскольку большую часть нашего длительного путешествия, по горам, по долам Хакасии, мы только и думали о нем, что в очередной раз у него отлетит. Здесь можно упомянуть и лопнувшие колеса, и коробку передач, которая никак не могла «наесться» масла, а также руль, «умудрившийся», в буквальном смысле, отвалиться и нежно лечь на колени водителя при подъезде к Саяно-Шушенской ГЭС.

Теперь  перейдем к нашему рассказу.

 

I На площадке православного детского палаточного лагеря без названия (пока еще)

или рука братской помощи из Томска

            После прослезившейся ночи наступило утро напряженных сборов команды и подготовки автомобилей к дальней поездке. Выезд состоялся лишь после обеда. Дорога благополучно довела нас до столицы Хакасии, а дальше предстояло искать место расположения палаточного лагеря. Абакан нас встретил плотной стеной тумана, через который фары не могли пробиться глубже 20-30 метров. Мы заехали в лагерь, который смогли рассмотреть лишь в полдень, когда рассеялся туман. Место было очень красивым: берег Енисея, окаймляемый скалистым обрывом. Здесь могучая сибирская река еще только набирала свои силы; дальше ей предстояло встретиться с Ангарой и вобрать в себя ее воды. Частым гостем на этом природном участке были черные лебеди, постоянно выискивающие что-то для себя в бурных водах реки.

День начался со знакомства с расписанием работы лагеря. Вместе с администрацией лагеря мы скорректировали сетку расписания с учетом предложенных нами мероприятий. Программой лагеря была тема Шестоднева Творения. В нее включилась матушка Анна, подхватив группу подростков. Команда томичей слилась со старшей группой (подростков) на лекционных занятиях, что позволило организовать дискуссионную площадку по обсуждаемым темам. Конечно, минусом «команды» абаканцев было их несплоченность межу собой, так как это было первым опытом их жизни в палаточном лагере. Дискуссию по библейскому откровению происхождения жизни (креационизм) удачно вытянула группа поддержки молодых томичей. К слову стоит отметить, что, если коллектив еще не успел сдружиться, еще не сформировались общие интересы, то и командная работа едва ли просыпается, с трудом пробуждается инициативность. Это можно было увидеть не только на теоретических занятиях с абаканцами, но и на следующем мероприятии, приготовленном томичами: после лекционных занятий был организован небольшой сплав по Енисею. Для этой цели мы и привезли катамаран из Томска. Однако, на удивление педагогов, желающих пришлось, буквально, искать и заинтересовывать. Правда, спустя полчаса спортивного занятия дети сбежались, выстроились в очередь для участия в нем. Схожая ситуация оказалась и на обучении по веревочному курсу, где подростки могли бы проявить свою прыткость по лазанию на веревках.

Ясное ночное небо подарило нам возможность наблюдать за планетами, для чего пригодился телескоп, привезенный вместе с катамараном. Юпитер со своими четырьмя видимыми спутниками, окольцованный Сатурн, созвездия, будто нечаянно пролившийся Млечный Путь, стали сюрпризом для тех, кто смог справиться со своим сном. На наблюдательную площадку прибыл практически весь лагерь. Удивительно! Удивительно еще и потому, что параллельно предложенному наблюдению звездного неба (с учетом холодной ветреной ночи) проводился общелагерный костер с пением, где потрескивающиеся в языках пламени дрова ласкали своим теплом присутствующих. Так вот, последнее мероприятие, в прямом смысле, сорвалось в связи с бегством насельников лагеря на смотровую площадку. Может быть, это было связано с тем, что наблюдать за звездами под руководством педагога – занятие «безобидное», так как здесь не надо проявлять перед другими прыткость, смекалку, наконец, интеллект? За этим в подростковом возрасте могут стоять смущение, застенчивость, комплексы.

Время сезона подходило к концу. Может быть, не все запланированное прошло так, как хотелось бы. Но знаем на собственном опыте, что время совместного проживания, молитвы, занятий, игр и спорта позволяют «пробивать» стены для налаживания коммуникации с подростками. В этом отношении создание таких площадок, как детские лагеря, становится ценным элементом в большом мире детства пока  еще маленьких человечков.

Православный молодежный форум в Изербели (Хакасия)

Как хорошо и приятно жить братьям вместе! (Пс.132)

Или это не так?

            Нужны ли молодежные форумы? Конечно же, нужны! А кому? Молодежи? Руководству? Разновозрастной пастве? Этих вопросов не надо бояться; они нужны для «объемной» рефлексии.

Место проведения форума – берег Енисея, что совсем рядом с Саяно-Шушенской ГЭС, было исполнено самыми красивыми красками природы. В этом же месте разбило свою базу форелевое хозяйство, администрация которого открыла двери всем гостям для просмотра своих владений со множеством аквариумов, где кишат тысячи мальков форели. На территории хозяйства сегодня красуется прекрасная церковка.

Мы были приглашены (прибыли в количестве пятнадцати человек, поскольку часть осталась в Абакане для общения с друзьями) на межепархиальный молодежный форум так же, как и  остальные молодые люди, собранные от Хакасии до Канска и Томска. К сожалению, из-за технических проблем, наша команда задержалась в пути и появилась на молодежной площадке с опозданием. Собранная аудитория, в которую мы влились, составляла примерно человек 30-40 самого разного возраста. Программа форума представляла собой лекционный формат по разнообразной тематике: здесь были богословские, духовно-нравственные беседы и развлечения.

Первой лекционной площадкой была встреча с  известным российским библеистом и проповедником протоиереем Геннадием Фастом, на которой звучала тема о значении церковных обрядов в духовной жизни христианина. Когда же завершилась встреча, к пастырю выстроилась очередь для индивидуального общения.

На следующий день собрание участников поредело, поскольку часть присутствовавших разъехалась по разным причинам. Те же, кто желал разделить молодежное общение до завершения форума, участвовал на предложенных площадках, совместном молитвенном бдении и пении у вечернего костра. День Евхаристического общения был украшен архиерейским богослужением. Встреча с правящим архиереем архиепископом Ионафаном, которую он предложил участникам форума после Божественной литургии, стала завершающим элементом программы. Владыка с большим энтузиазмом отвечал на все животрепещущие вопросы  аудитории.

Теперь, оглянувшись на завершенное молодежное мероприятие, можно с точки зрения участника подвести некоторые размышления в качестве выводов о востребованности подобных площадок для молодежи .

  1. Мотивация.

«Как хорошо и приятно жить братьям вместе! (Пс.132)». В своей библейской песне  псалмопевец восклицает, что как хорошо и приятно жить вместе братьям! Как прозрачно и метко подчеркивается здесь мотивация к доброму, приятному житию друг с другом: стать братьями. Однако, если этого не происходит, если нет желания «брататься», то «хоть лоб разбей». Конечно, здесь необходимо учитывать еще и фактор, что часть молодых людей вообще не имеют в этом потребности, поскольку привыкли жить в одиночку. Этот-то момент и проявился на данной молодежной площадке: не произошло контакта между командами, прибывшими на трехдневное общение с разных приходов, епархий; мало кто узнал имена своих собратьев во Христе. Этому волей-неволей подыграли организационные моменты и загруженность предложенной программы форума. Лекционный формат заполнил временное пространство участников. Желание передать богословские изыскания, накопленный опыт в сфере социального служения или в какой-либо другой области, что крайне ценно для молодого поколения, тем не менее, создало тенденцию подачи информации в форме назидания и аудиторного обучения. На фоне обильной интеллектуальной пищи ощущение голода по общению не покидало.

Братьям свойственно знать жизнь, переживания, успехи и неуспехи друг друга, поскольку они представляют одну семью. Среди собравшихся на форуме (прибывшие группами или в одиночку) каждый имеет опыт первой встречи со Христом (а может быть, еще и не пережил), свой путь воцерковления (или еще только поиска), что несомненно может стать бесценным предметом для диалога. И этот диалог не должен замолкать или загоняться в какие-либо формальные рамки. И как важно было бы рассматривать такие форматы, как молодежные форумы, именно в контексте этих диалогов. Не заполнять «щели» разрабатываемых для молодежи программ предоставлением возможности к общению, а, напротив, наполнять паузы между диалогом лекционным материалом.

  1. Потребность.

Если станем говорить о потребности в общении между братьями, что само собой разумеется, то будет звучать неестественно и даже как-то странно. Но в том-то и дело, насколько мы осознаем себя братьями-сестрами друг с другом? Кто-нибудь скажет, а что мешало молодежи познакомиться, заговорить между собой? Для этого что, нужно сочинять особые программы? Действительно, съехались, собрались на одной площадке и, пожалуйста, общайтесь, сколько нужно, к примеру, хоть всю ночь у костра. На самом же деле проблема залегает намного глубже, чем кажется: молодежь нередко и не нуждается в потребности православного братского общения. Но почему? Видимо потому, как братья, живя под одной крышей, вместе растут и воспитываются, также и братское общение молодежи нужно рассматривать как воспитательный процесс. И здесь перед нами открываются два благословенных пути.

Первый, когда мы выращиваем молодежь с младенческого или отроческого возраста. Это достаточно длительный и ответственный процесс. Дети, которых приводят родители в церковь, подводят к Чаше – та среда, из которой может сформироваться молодежный костяк. Стоит отметить, как раз служение детских Воскресных школ, что хорошо раскрывается на наших приходах, правда, часто это тянут лишь матушки священнослужителей и группа педагогов-энтузиастов (порой здесь образуется прямо-таки дефицит с мужскими кадрами, не говоря уже об участии пастырей). Это служение надо увидеть, суметь принять как большую ценность вообще всей приходской жизни и всячески содействовать этому. Однако воспитательный процесс в работе детской Воскресной школы не лишен главного искушения, когда во внутреннем мире ребенка начинают трещать все имевшиеся у него авторитеты – переходный возраст. В этот возрастной период классы начинают значительно редеть, а то и вовсе исчезать. Уход подростка из Воскресной школы порой заканчивается уходом из храма Божия. Это тяжело принять. Остается уповать на Небесного Педагога, педагогика Которого нам до конца неведома. Так вот, не стоит дожидаться того самого щелчка у подростков, когда они принимают решение оставить школу, храм. Нужно постараться проявить мудрость и опередить надвигающиеся события в подростковой среде, опередить подростковый кризис. Здесь нужна молитва поименно за каждого нашего «школьника». Если нам удастся преодолеть искушение, сберечь команду «тинэйджеров», то на выходе получим молодежное «ядро», получим ту площадку, которая способна притягивать новых молодых людей, чьи духовные поиски только начинаются.

Второй путь, наверное, более короткий во временном отношении – это формирование молодежной среды из тех, кто случайно (а, может быть, не случайно) забрел за церковную ограду. Здесь очень важно не пройти мимо того, кого Бог привел к нам. Важно не ошибиться с тем, за чем пришел молодой человек. Если мы сами окажемся не готовыми ко встрече, то и он может оказаться не готовым остаться в храме. Как правило, он (или она) направляется к церкви Божией, движимый духовным голодом, интуитивно ощущая, где может получить подлинную духовную пищу. Так, к примеру, в церковном лоне был вскормлен «словами веры и добрым учением» некогда Тимофей, ученик апостола Павла (1Тим.4:6). Молодой человек тянется к святости Церкви, где он может освятиться словом Божиим и молитвою (1Тим.4:5). Однако, если мы и готовы принять и посвятить ему свое служение, то как бы не подать вместо пищи суррогат (к примеру, идеологические, патриотические площадки). Даже, если пожелаем создать из них команду «спасателей», посвященных в разные социальные служения, то это никак не может стать альтернативой познанию слова Божия. Для этого-то (т.е., для служений) наше государство имеет различные институты, предлагающие разнообразный спектр волонтерского служения. Участие в различных социальных проектах может стать воплощением Писания в жизни молодого человека, но, не наоборот. Здесь нужно четко представлять субординацию. Бог призывает каждого измениться, родиться свыше, чему призывом и толчком служит Божественное слово (ср. Евр.4:12). Поэтому духовную потребность нужно насыщать духовной пищей.

  1. Заинтересованность Церкви

Это, наверное, самый деликатный пункт в этом вопросе. Если возникает проблема (а она уже давно нависла как злободневная) ее необходимо обсуждать и как-то решать. Она  заключается в том, что в молодежных клубах, как мы привыкли сегодня их именовать, все меньше и меньше становится молодежи. Даже те подростки, которых мы вскармливаем в церковном лоне, также часто «растворяются» в мире. Причин здесь не пересчитать, да это и не входит в задачу представленных размышлений. Во все времена существования Церкви Христовой эти процессы происходили (к слову, можно вспомнить и учеников Христа, разбежавшихся при страдании Спасителя). Но надо прежде всего нам самим задаться вопросом: для чего нам (Церкви) молодежь? Что мы от нее хотим? Действительно, если пробежаться глазами по храму во время воскресного богослужения, то данную возрастную категорию мы можем обнаружить в значительном меньшинстве. А ведь это как раз тот благословенный возраст, когда в молодом человеке готова пробудиться «личная» живая вера, когда дух способен вспыхнуть жаждой встречи с Богом. Если же наше искреннее желание заключается в том, чтобы у молодых людей пробуждалась живая вера в Бога, тогда мы получаем ответ на вопрос, противоположный нашему (для чего нам (Церкви) молодежь?), а именно: для чего молодежи Церковь (мы)? Итак, определившись с вопросом, мы получаем ответ: Церковь нужна молодежи для ее преображения, рождения свыше. Остается теперь определиться с нами (например, как организующими молодежные площадки). Для чего мы молодежи? Учитывая ответ на предыдущий вопрос, ответ становится однозначным: мы нужны ей только для свидетельства преображения, для свидетельства рождения свыше. Если мы это сами осознаём и признаём, тогда наше недоумение о пустеющих молодежных клубах лишается основания: молодежь не находит этого свидетельства среди нас.

Наше путешествие (хочется напомнить читателям о начале нашего рассказа, где говорилось о путешествии юных томичей по Хакасии) на этом не закончилось. Открылась еще масса впечатлений, когда мы посетили древнейшую обсерваторию (которая датируется эпохой еще до Авраама, т.е. Ранней бронзы). Но это уже отдельная тема для разговора.

Протодиакон Роман Штаудингер

(50)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *