От Томска до Хакасии велопробегом и не только (или дневник путешествия подростков за пределы Томска). Часть I

С 26 июля по 12 августа был реализован проект путешествия воспитанников Воскресной школы храма св. Александра Невского, объединивший два отдельных маршрута, по которым в предыдущие года двигались подростковые и молодежные группы Александроневского храма со своими друзьями: 1. велопробег Томск – Кемерово; 2. Кемерово – Хакасия (автотранспортом).
В этом году выразили желание принять участие 25 человек. Это были подготовленные подростки, за плечами которых уже имелся опыт путешествия велопробегом. Они умели разбить себе ночлег в любую погоду, приготовить пищу, отремонтировать свой велотранспорт. Они не боялись холодной воды, когда входили в святой источник или же заныривали в горные речки. А вечерами погружались в чтение Писания на библейских часах и, как правило, завершали день пением под гитару. Цель проекта была достаточно простая: провести вместе каникулярное время и найти новых друзей. При этом было поставлено несколько задач: испытать себя; разобрать избранные места Священного Писания; принять участие в организации и проведении православного детского лагеря г. Абакана (куда были приглашены все участники), а также стать участниками православного молодежного форума (Изербель), организованного отделом по молодежной работе хакасской епархией (куда также были приглашены митрополитом Абаканским и Хакасским Ионафаном); помолиться в храмах Хакасской, Красноярской и Кемеровской епархий; посетить древнейшую обсерваторию эпохи Авраама (Сундуки) и, по возможности, еще раз поразгадывать скрытые там тайны; окунуться в знаменитые озера Хакасии. Путешествие завершилось в ночь на 12 августа. Все поставленные задачи оказались выполненными, цель достигнута.

Теперь вкратце расскажем, как все происходило в реальности.

Велопробег стартовал 26 июля в 07:30 от храма св. Александра Невского. Колонну велосипедистов сопровождали два легковых автомобиля. Участники экспедиции вооружились светоотражающими жилетками и велокасками. Весь путь, который необходимо было пройти велопробегом, составлял около 300 км. и требовал пяти дней следования по маршруту. В первый день планировалось пройти 70 км. и остановиться в храме с. Турунтаево. Дорога до села оказалась легко преодолимой, поскольку на этом отрезке была асфальтированной. Прибыв на место, мы увидели запертые на замок ворота и полная тишина за оградой. Однако по счастливой случайности в замке оказалась связка ключей. Мы восприняли это как радушное гостеприимство хозяев. Отомкнув ворота, таким образом, туристы проникли на территорию церковного двора. Дети аккуратно составили велосипеды, накрыли их полиэтиленом на случай дождя. Решили начать обустройство на ночлег с молитвы в храме. Здесь пригодились те самые ключи из обнаруженной связки. Когда завершился краткий молебен, мы обнаружили среди нас старосту храма. Она, оказывается, прибежала за потерянной связкой. Настоятель храма, узнав о нашем появлении, воспринял это как чудо, поскольку никогда не оставлял в замочной скважине и не терял ключей в жизни.  Староста церкви приняла нас любезно, предоставила возможность удобно расположиться на ночь. Со своего огорода поднесла свежую зелень для приготовления обеда. На следующий день (27 июля) перед выездом сделали общее фото со старостой храма. Все шло по плану и не предвещало ничего неожиданного. Однако пока одевались в свое обмундирование, мы услышали сильный хлопок в одном из велосипедов. Это разорвалась камера колеса, постояв под солнцем. Стали проверять остальные велосипеды и обнаружили у нескольких также спущенные колеса. Перед нами нависла серьезная угроза срыва дальнейшего путешествия. Приняли решение снизить давление в шинах, чтобы сохранить колеса. Благословились в путь и двинулись дальше.

Следующая остановка планировалась в деревне Улановка Кемеровской области. Дорога до нее была очень сложной, несмотря на более короткое расстояние, которое предполагалось покрыть в этот день. Асфальт постепенно сошел на нет. В д. Медведчиково сделали перекус. Отдохнули. Отдых оказался с сюрпризом. К нам подъехал пастух на лошади и маленьким жеребенком. Стали сравнивать, чей транспорт экологичней и практичней. В итоге нам предложили покататься верхом и сделать фотосессию с жеребенком. В это же время вынесли вопрос на обсуждение о том, кто готов пройти самый сложный участок маршрута, на котором придется долгое время глотать пыль. Несколько путешественников предпочли проехать в машине.

К вечеру достигли назначенной цели. Утешением для всех было озеро вблизи деревни. Местные жители по своему гостеприимству сколотили большой стол с лавками и установили мангал на краю озера. Запыленные путешественники с радостью погрузились в воду. Разбили лагерь: поставили шатер, вокруг которого поставили палатки. После сготовили вкусный ужин. Наличие комаров немного смазало комфорт пребывания на поляне. Трехлетний велосипедист, который также был среди участников велопробега, от назойливого поведения кровососущих произнес за трапезным столом тогда многозначащую фразу: «Надоели уже; летите в Германию».

Переночевали. Перед выездом у команды встал вопрос о заправке наших емкостей питьевой воды. Надеялись на колонки в деревне, однако, как выяснилось, все они находятся в нерабочем состоянии. На помощь к нам пришли местные старожилы Владимир и Ираида. Они заметили наше беспокойство и пригласили к себе. Протянули шланг и заправили фляги и бутыли. Хозяева успели рассказать нам немного об истории деревни; посетовали об отсутствии церкви. Мы  отблагодарили их томскими конфетами «Ярче», подарили Евангелие. Двинулись дальше.

На третий день команда юных томичей прибыла в с. Рудничный Кемеровской области. Гостей  уже ждали в храме преподобного Серафима Саровского. Прихожане встретили подростков с хлебом и солью, а священник окропил святой водой и дал приложиться к честному кресту. Мы спели краткий молебен в храме и направились к богато накрытому столу. Пока длилась трапеза, староста храма рассказывала интересные истории из жизни прихода. О. Сергий предложил  пособирать ягоды на своей небольшой плантации, разбитой на церковной территории. Ночевать предложили в обустроенных помещениях нижнего храма. Церковная атмосфера с затепленными лампадами располагала к молитве. В этот же вечер до нас дошли печальные известия о трагической гибели выпускницы школы из одной православной семьи г. Кемерово. В связи с этим событием вечернее правило началось с заупокойной литии.

Четвертый день путешествия начался с погружения в святой источник с ледяной водой. Это было хорошим подспорьем к предстоящему знойному дню. Маршрут пролегал через «умирающую» деревню Вотиновка, где предстояло заночевать. В этом месте никто из нашей команды никогда еще не бывал. В наших интересах было прибыть туда еще засветло, чтобы подыскать место для ночлега. Трасса на этом участке стала быстро менять свой характер: от ровного спокойного ландшафта до агрессивных длительных спусков и подъемов. Велосипеды пока еще держались, хотя было за что переживать: на крутых спусках они разгонялись до 60 км/ч. Выдержат ли тормоза? На сей раз вновь обошлись без потерь. Наконец-то приблизились к назначенной цели. Лицо деревни невозможно было определить в связи с отсутствием центральной улицы, а также каких-либо границ населенного пункта. Домики (их количество едва ли достигает десятка, хотя мы можем и ошибиться) стояли странным образом, будто бы они поссорились между собой. Наша колонна вышла из этой деревеньки в поисках предполагаемого водоема и вскоре наткнулась на загадочное озерцо. Оно было столь непривлекательным, что возникли сомнения о возможности установить палатки. Берег, осыпанный углем, круто обрывался в воду, чем отталкивал от себя. Мы серьезно начали беспокоиться о ночлеге, как, откуда ни возьмись,  появился человек, готовый помочь решить нашу проблему. Его советом было разыскать некоего отшельника именем Александр и попроситься к нему на ночлег. Отшельник, по словам незнакомца, мог стать для нас очень интересным. Поскольку других вариантов у нас не имелось, мы и  направились на предварительные переговоры с таинственным Александром. Стать  «дипломатами» вызвалось двое; все надеялись на успешную миссию. Мы долго продирались сквозь волчцы и терния в направлении, которое нам указал незнакомец. Наконец перед нами неожиданно предстала ухоженная поляна с цветником,  несколькими ульями, разнообразными постройками , красочным вигвамом. Сразу же наткнулись и на самого Александра. Это был высокий человек, обросший бородой с проблесками седины. Он оказался довольно открытым; приветливо принял нас. Завязалась беседа, из которой сразу же почувствовали мистический уклон в мировоззрении отшельника. Он слился с природой, живет бок о бок со зверями. Каждую ночь возле него пасется дикий медведь, который посещает стан в одно и то же время, что «хоть время сверяй». Пока проходило общение, мы любовались окружающей природой, рассматривали строения, посадки. Особое внимание неожиданно привлек молодой кедр среди огорода. Присмотрелись внимательней, увидели рядом еще один кедр, еще один и, так целый ряд. На мысль пришла догадка. Мы прямо спросили хозяина этой кедровой рощицы о том, не знаком ли он с творчеством Владимира Мегре, с пресловутой «Анастасией». Так оно и оказалось: перед нами стоял один из представителей последователей Мегре. Этим кедрам было не более четверти века. Где-то четверть века и находился в отшельничестве Александр.

Лагерь разбили рядом с вигвамом. Договорились с хозяином о беседе у ночного костра. Еще имелось свободное время для обеих сторон. Александр ушел успокаивать своих пчел; мы готовили ужин. Перед костром  совершили вечернее правило. Расселись, провели краткий библейский  час, на который подоспел Александр. Мы читали и обсуждали фрагмент послания ап. Павла к Ефесеям об образе христианина. Когда мы замолчали, заговорил Александр. Отшельник говорил монологом о сокровенном знании, мистике, судьбе богов, о миссии Христа в мире, Выполнявшем один из необходимых жизненных циклов. Было понятно, что это вполне сложившийся неоязычник. Его гностический менталитет поглощал всякие доводы участников беседы. К слову стоит отметить корневую разницу между древними язычниками (например, описанными в Библии) и нынешними: древние имели страх перед своими «богами», и это могло  для них стать дверью для принятия истинного Бога. У современного язычника это отсутствует, как отсутствуют и сами «живые» «боги», перед которыми те трепетали. Эта печальная действительность намного усложняет христианскую миссию среди современных гностиков.

Общение  завершилось глубокой ночью. Медведь же не пришел в обещанное время. Наши девочки заявили в адрес дикого соседа нашего собеседника об отсутствии немецкой пунктуальности. Разошлись по палаткам. Александр выпустил любимых лаек для охраны лагеря. Ночь выдалась невероятно темной. Спустя несколько часов разразилась первая волна собачьего лая. По ночным меркам казалось, что произошедший переполох длится бесконечно. Было довольно холодно; возникшее волнение постепенно разрасталось; сон сняло вмиг. Однако вылезти наружу желания не было. Внезапно наступила тишина, как будто ничего не произошло. Вновь потянуло в сон. Холод вынудил плотнее натянуть спальник на голову. Но возникшее ощущение спокойствия и порядка за тентом было ошибочным. Наступившая пауза оказалась не более как перегруппировка сил животных. Через небольшой перерыв вновь обрушился шквал лая в непосредственной близи палаток. Продолжать лежать было нельзя, надо принимать какие-то меры для защиты лагеря. Кроме того, вероятно, требуется помощь и самому хозяину, который наверняка рядом со своими собаками. Быть может, и из нашей команды уже стоят на карауле. Все эти пробежавшие мысли в действительности не нашли подтверждения, когда пришлось покинуть палатку. Первым впечатлением автора этих строк стала попавшая в луч фонарика взъерошенная лайка, которая почему-то носилась среди наших палаток. Удивило еще и то, что ни хозяина, ни кого-либо пробудившегося от сна не было.  Страх и совесть начали борьбу внутри не легче, чем это происходило вокруг. В это время как нельзя кстати попался четырехметровый шест, который помог совести склонить волю к решительным действиям. Оборона была принята вблизи прицепа с провизией. Собаки также держали позиции. «Военные» действия разыгрывались в пяти метрах от нашего костровища. Луч от фонаря пронизывал кусты, которые отбрасывали такие тени, словно там прятались десятки медведей. В воздухе повисла тишина. Слышно было биение собственного сердца. Шло время. Непонятно было только одно, что делать дальше? Немножко стало смешно над собой: невесть как застегнута одежда на теле, потом этот шест на плече. Вообще, понимает ли  медведь какая угроза перед ним: человек весом в полсотни килограмм, а вместе с шестом и того больше? Короче, стало стыдно за малодушие; извинился перед Богом и попросил заступничества на оставшиеся ночные часы.

Ночь миновала. Какое-то чувство обиды подступило в адрес хозяина, наших взрослых. Где они были ночью? Что, совсем глухие? Выяснилось скоро: ничего не слышали, все было спокойно и мирно. Только, когда увидели замятую изрытую траву всюду, будто стадо буйволов паслось, убедило слушающих пережитую историю. Отшельник объяснил поведение медведя просто: он приходит кормиться муравейниками, добывая для себя протеин. Да, понятно, но в прицепе есть и повкуснее еда: сгущенка, тушенка.

Днем хозяин поляны предложил нам экскурсию к бобровой запруде. Колония бобров перегородила неподалеку ручей, превратив большую территорию в непроходимое заболоченное место. Время позволяло немного прогуляться перед продолжением путешествия.

Наступило время прощания. Александр предложил всегда у него останавливаться в дальнейшем. Нам в путь вручил собранную траву для чая. Мы подарили ему Евангелие и отправились в путь. Он провожал нас взглядом, пока вся процессия не скрылась за кустами.

Пятый день в сравнении с предыдущим прошел без ярких впечатлений. Только лишь поломка спиц в двух велосипедах осталась в памяти. А почему это запомнилось, то потому, что полопавшиеся спицы колес вызвали образование восьмерок, которые заклинили колеса и сделали их непригодными. Цель была достигнута: путешественники добрались до места позднему вечеру. Батюшка Анатолий и матушка Жанна, к которым мы направлялись, любезно приняли нас. Баня, ужин, домашнее тепло. Что еще нужно?

Новость и фотографии подготовил: протодиакон Роман Штаудингер.

(111)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *