Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресение)

В воскресение шестой седмицы Великого Поста, за одну неделю до Пасхи, Православная Церковь отмечает двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим. По Евангельскому рассказу, это произошло после великого чуда — воскрешения Лазаря. Это чудо («ради него [воскресшего Лазаря] многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса») и многие другие стали для большинства жителей города доказательством того, что Cей есть долгожданный Мессия.Входящего в Иерусалим Христа встречали как триумфатора, воздавая ему царские почести: народ держал в руках пальмовые ветви и постилал по дороге свои одежды, восклицая «Осанна!» — в переде с еврейского «спасение«. Казалось бы, этот день являлся торжеством веры во Христа. Однако Господь заранее предупреждал учеников о том, что Он будет предан, осужден и распят и в третий день воскреснет: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и биение и распятие; и в третий день воскреснет» (Мф.20:18-19). К сожалению, народ ошибся: народ действительно ждал Мессию, обещанного пророками и праотцами, но представления о Нем были весьма далеки от истинного. Им был необходим политический лидер, настоящий царь, который сокрушит ненавистных иудеям римлян, освободит их от всякого гнета и страха, каждому даст благоденствие и мир земной. Однако Христос совершенно отвергает такой исход: «Царство Мое не от мира сего!». Цель Его прихода – не создать очередное земное царство, а возвратить человека в потерянное им Царство Небесное. Потому буквально через несколько дней толпа совершенно изменит свое мнение о Христе и будет кричать: «Распни, распни Его!». «С ветвьми воспевше прежде, с древесы последи яша [с копьями захватили] Христа Бога, неблагодарнии иудее» (ипакои, утреня недели Ваий). Таким образом, Вербное Воскресение — это одновременно и радостный праздник, и скорбный: входом в Иерусалим открывается путь добровольных страданий Господа, путь к Голгофе.

В день Входа Господа в Иерусалим в храме св. Александра Невского прошли праздничные богослужения. В субботу вечером, 31 марта, накануне Вербного Воскресения было отслужено Всенощное бдение, которое возглавил настоятель храма протоиерей Сергий Никаноров в сослужении штатного духовенства. Богослужение Вербного воскресения примечательно тем, что оно не является воскресным, а полностью посвящено событиям Входа в Иерусалим, а также прошедшему днем раньше событию Лазарева воскрешения, что особенно подчеркивается в тропаре праздника: «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Традиционным символом Вербного Воскресения являются вербы — русский аналог пальмовых ветвей. Их освящение было совершено в самый центральный момент Всенощного бдения — после чтения Евангельского отрывка, чтобы каждый находящийся в храме мог полноценно ощутить радость праздника, в том числе через осязание вербочек. Традиционно Всенощное бдение посетило большое количество верующих — более 300 человек.

Утром 1 апреля было совершено две праздничные Божественные Литургии. Позднюю Литургию возглавил настоятель храма, протоиерей Сергий Никаноров. Важной особенностью этого богослужения являлось то, что за ним пел хор прихожан храма под руководством основного регента храма матушки Ольги Семиной. После Литургии было совершено повторное освящение вербочек, которое продолжалось весь день до начала вечернего богослужения.

Новость подготовил: Дмитрий Никитин. Фото: Валентина Половникова.

(69)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *