Успение Божией Матери

28 августа (15 августа по старому стилю) Церковь отмечает Успение Богородицы – двунадесятый праздник. Событие, лежащее в основе этого праздника, не находит отражения в тексте Священного Писания, однако вполне основывается на Предании Церкви. Известно, что Божия Матерь после Вознесения Иисуса Христа была принята на попечение апостолом Иоанном Богословом (о чем Христос и сказал, будучи распятым на Кресте: «…говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!», Ин. 19:26-27).Богородица продолжала ту самую жизнь, которой Она угодила Господу – смиренную и кроткую, исполненную добродетелей. Священномученики Дионисий Ареопагит и Игнатий Богоносец, современники апостолов, отмечают, что Богородица была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Постоянно пребывая в сугубой молитве, Богородица просила Господа, чтобы Он поскорее взял Ее к Себе. Однажды, когда Пресвятая Дева молилась у Голгофской горы, Ей явился архангел Гавриил и возвестил радостную весть: через три дня Господь возьмет Ее от земли в жизнь Небесную, вечно блаженную. Чудесным образом перед кончиной Божией Матери в Иерусалиме были собраны все апостолы, для того чтобы проститься с Ней. В указанное архангелом Гавриилом время Богородица, благодаря Бога, предала душу Самому Спасителю, представшему перед Ней и учениками с сонмом ангелов. Апостолы положили гроб с телом Пресвятой Девы в Гефсиманскую пещеру, привалив ко входу камень. Через три дня было явлено великое чудо: апостолы отвалили камень Гефсиманской пещеры, чтобы опоздавший и опечаленный апостол Фома мог поклониться телу Богородицы, однако ничего не обнаружили. Вскоре Божия Матерь Сама явилась апостолам, тем самым они убедились в телесном вознесении Богородицы на Небо. Потому кончину Богородицы Церковь и называет не смертью, а Успением, что многократно подчеркивается в песнопениях Праздника. И тропарь, и кондак утверждают, что Богородица, будучи Матерью Жизни (т.е. Матерью Источника всей жизни – Господа), преставилась к вечной жизни: Ее, носившую в Себе Бессмертного, не удержали гроб и смерть.

В храме св. Александра Невского были совершены праздничные богослужения, посвященные Успению Божией Матери. Накануне духовенством храма во главе с настоятелем протоиереем Сергием Никаноровым было совершено Всенощное бдение. На великой вечерне были прочитаны Богородичные паремии, в которых отмечаются основные Ветхозаветные прообразы Богородицы: лестница Иакова из книги Бытия, затворенные врата Иерусалима из пророчества Иезекииля, дом Премудрости Божией из Притч Соломоновых. На утрени, при пении полиелейного псалма «Хвалите имя Господне», священники вынесли из алтаря Плащаницу Богородицы и возложили ее в центре храма. После прочтения Евангельского отрывка, в котором описывается встреча Елисаветы и Пресвятой Девы, молящиеся за богослужением могли приложиться к Евангелию и Плащанице Богородицы, настоятель помазывал верующих освященным на литии елеем.

Утром 28 августа была совершена Божественная Литургия, которая посредством Причастия Христовых Тела и Крови является для христианина центром любого церковного празднования. Были прочитаны Апостольский и Евангельский отрывки. Неслучаен выбор Церковью Богородичного Апостольского отрывка: именно этот текст, обращенный апостолом Павлом к филиппийцам, объясняет главное событие из жизни Богородицы – Воплощение Сына Божия, пожелавшего стать человеком. Он принимает немощную человеческую плоть, «зрак раба», становится человеком во всем, кроме греха  («подобным человекам»), принимает то, что потом исцеляет в Своих смерти и Воскресении. В этом явилось великое уничижение Христа, Божественный кенозис, самоумаление ради спасения человека. И в этом, одном из самых основных событий истории домостроительства Божия, активную роль играет Богородица, от плоти Которой и происходит Христос по Своей человеческой природе, по Божеству же будучи безначальным. Она оказалась единственным наиболее чистым Сосудом, Который смог вместить в Себя Самого Сына Божия посредством наития Святого Духа, что требовало от Пресвятой Девы и совершенно уникальных личных качеств, чистоты, смирения и принятия воли Божией о Себе. В воспоминание подвига Богородицы по окончании Богослужения при пении тропаря, кондака и величания Успению Божией Матери молящиеся еще раз приложились к Плащанице Богородицы и затем ко Кресту.

После Божественной Литургии, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, были совершены особые богослужения для общецерковного воспоминания о Поместном Соборе, который начал свою работу ровно 100 лет назад в день Успения Божией Матери: сначала молебное пение прославленным во святых членам Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и затем заупокойное молитвенное поминовение других членов Священного Собора.


Новость подготовил: Дмитрий Никитин. Фото: AF (https://vk.com/af__life)

(57)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *