В воскресной школе храма во имя святого благоверного князя Александра Невского осваивают древнее искусство росписи пасхальных яиц
В просторных комнатах воскресной школы было как всегда, людно. Школа готовилась к Пасхе. Ожидание Великого Праздника читалось в детских рисунках, объявлениях на стендах, звуках инструментов школьного ансамбля. А в соседней с музыкантами комнате малыши и взрослые собрались расписывать пасхальные яйца.
Кое-кто из юных художников еле дотягивался подбородком до стола. Трехлетняя малышка приютилась на коленях у сестренки. Свои места вокруг стола заняли и дети постарше. Все с нетерпением ждали, когда тетя Оксана протянет каждому белоснежное яичко и расскажет, как превратить его в красивый подарок.
Такой, какими уже были заполнены яичные упаковки с писанками, которые смастерили чуть раньше студентки регентского отделения духовной семинарии, педагоги воскресной школы и дети с родителями. Готовые писанки удивляли неповторимыми узорами, сочетанием ярких красок или, напротив, сдержанностью цветовой гаммы. Каждое яичко хотелось взять в руки и присмотреться к его замысловатым переплетениям, контурам животных и растений, прорисованным то умело, то безыскусно, но всегда с фантазией и любовью.
Нарядные писанки выглядывали и из птичьих гнезд сказочного дерева, «выросшего» в другой комнате и приготовленного для Пасхальной выставки. На такое же дерево с птицами и цветами могли попасть работы, которые только принялись раскрашивать юные художники.
Карандашом и писачком
Педагог воскресной школы Оксана Нетребо раздала детям заготовки – цельную яичную скорлупу. Несколько упаковок яиц, рассказала Оксана Михайловна, она купила задолго до занятий, просверлила в каждом с обеих сторон дырочки, вытянула содержимое и просушила скорлупу, тем самым обеспечив заготовками для росписи будущих учеников. Теперь она протягивала яички детям, объясняя, что для начала следует карандашом нанести на них рисунок, а потом с помощью пчелиного воска и анилиновых красителей превратить в писанки.
Инструментом для нанесения восковых линий служила деревянная палочка с миниатюрной латунной воронкой на конце.
— Кто запомнил, как называется инструмент? – обратилась педагог к ученикам. — Кистка или писачок.
Детям предстояло сначала прогреть его над огнем парафиновой свечи, затем вставить в кусочек воска и, подождав, пока он растает и заполнит воронку, начертить узким кончиком задуманный рисунок.
— Аккуратно, без резких движений, кладем перед собой воск, берем в одну руку яйцо, в другую – кистку, — продолжала Оксана Михайловна. – Я зажигаю свечи, и вы хорошо нагреваете свои инструменты. Воском будем закрывать участки, которые хотим оставить белыми. Кто скажет, почему у нас воск темный, а не прозрачный, как обычно? Мы пачкаем его для того, чтобы рисунок был заметен на белом яйце.
Медленно и старательно ребятишки выводили на скорлупе узоры. Постепенно на яичках проступали очертания крестиков, линии, кружки, соцветия.
Технологию изготовления писанок с помощью воска и красок преподаватель художественной школы №1 Оксана Нетребо освоила на мастер-классах, проходивших в Томске в прошлом году. Увлеклась росписью сама и предложила обучить ремеслу учащихся воскресной школы храма во имя святого благоверного князя Александра Невского, прихожанкой которого является. Когда идею подхватили, заказала через Интернет инструменты, красители и начала обучать детей и взрослых непростой технологии изготовления «восковых» писанок.
— А у меня не течет! – позвала на помощь Оксану Михайловну одна из девочек.
Воск застыл в инструменте, и рисунок не получался.
— Ты носиком набираешь воск? А нужно не через носик, а как воду в леечку, — подсказала педагог.
Удивительно, но дети без опаски обращались с горящими свечами. Глядя на них, подумалось, что ребятишки из воскресных школ, с рождения привыкая к огню церковных свечей, не испытывают страха при виде огня, согревающего душу своим теплом.
Чудеса из-под воска
— Серафим, какая у тебя будет цветовая гамма? Белый, красный? Потом синий или фиолетовый? Можно взять желтый, зеленый, синий, — Оксана Михайловна предлагала детям перейти к следующему этапу росписи яиц.
Советуясь с тетей Оксаной о том, как сделать рисунок красивее, ребятишки друг за другом подходили к столу с расставленными на нем банками с краской и опускали заготовки. Легкая скорлупа подпрыгивала и норовила выпрыгнуть наружу. Дети ловили ее специальным зажимом и, окуная вновь, ждали, пока яйцо приобретет необходимый оттенок. Потом подсушивали скорлупу салфетками и принимались рисовать следующий орнамент.
— Надя, какой ты цвет хочешь выбрать? – подошла к столу с красками Людмила Жижмор, мама четырехлетней дочки.
— Сначала красный, — ответила Надя, молчаливо и довольно долго трудившаяся над яичком.
Пока вместе с педагогом она красила писанку, Людмила вспомнила, как праздновали Пасху в Зырянском районе, в деревне, где она росла:
— Тогда мы ничего не знали о церкви, не было ее у нас, и мы были неверующие, но Пасху всегда отмечали. Когда я училась в начальных классах, не понимала, почему надо говорить: «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!». Помню, как ребятишки по дворам ходили, потом и мои дети, подрастая, тоже христосовались, соседи им давали яички, булочки. Теперь старшие дети сами покупают красители в магазинах, им нравятся разноцветные яички, а мне больше – покрашенные в луковой шелухе. И наклеечки я покупала с рисуночками, без изображений святых. Опускаешь в кипяток – и готово. Удобно и красиво. Без яиц, конечно, что за Пасха?
У Людмилы четверо детей. Надя – младшая. Усидчивая и трудолюбивая, она замечательно разрисовала яичко и захотела взять его домой.
— Что всегда меня напрягало, — призналась ее мама, — это когда дети объедались яйцами. Все красивые, и все хочется попробовать: «Хочу зеленое!», потом синее, красное… А тут пустые – не съешь!
Ближе к концу занятия сняла верхний слой воска и краски со своей писанки преподаватель воскресной школы Ольга Воднева.
— Не ожидала получить такой оригинальный рисунок, -заметила Ольга Петровна. – Это моя четвертая писанка. Самое интересное – каждый раз не знаешь, что получится.
Вот и Маша Никанорова на вопрос, что больше всего ей нравится в росписи яиц, ответила не задумываясь: «Убирать воск и красить».
Роспись воском, действительно, – занятие непредсказуемое. Постепенное нанесение узоров и красок дает неожиданный эффект. Тем притягательнее процесс создания таких писанок. Если же урок проходит в атмосфере добра и взаимопомощи, общение еще теснее сплачивает детей и взрослых. Для воскресной школы Александра-Невского храма эти занятия стали новой ступенью развития коллектива.
…Когда, отнимая от огня, берешь в руки почти горячую писанку и слой за слоем снимаешь с гладкой поверхности воск и краску, теплеет на сердце, и оно вновь наполняется радостным ожиданием Светлой Пасхи.
Ирина Киселева
(102)
Спасибо! Ещё бы фотографий побольше — как делали, что получилось в итоге 🙂
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!Вадим, передаю пожелание руководителям воскресной школы. А в будущем постараемся учесть Ваше пожелание.