Великая суббота

Пребывание Господа в гробу и сошествие в ад.
IMG_2271

Послание к римлянам, 6:3-11

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.

Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем.

Евангелие от Матфея, 28:1-20

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал.

Тема субботы:
погребение и сошествие Спасителя в ад 

Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гро­бе, сошествие душой в ад для возвещения там побе­ды над смертью и избавления душ, с верою ожидав­ших Его пришествия, а также введение разбойника в рай. Вместе с тем предуказывается и славное Воскресение Христово.

Тропарь субботы:

Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи.

Здесь же поется и воскресный тропарь 2-го гласа:

Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.

Особенности богослужения субботы

На утрени (вечером в пятницу) Святая Плащаница обносится вокруг храма с пением погребального «Святый Боже». После обнесения Святую Плащаницу вносят в храм и подносят к царским вратам — в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно присутствует «на престоле со Отцем и Святым Духом».

Утром в субботу совершаются часы, изобразительны и вечерня с Литургией святителя Василия Великого.

На это вечерне читается 15 паремий, в которых раскрываются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе Новозаветной Церкви.

После чтения Апостола великопостные одежды священнослужителей, а также облачения в храме меняются на белые.

В этот день не поется Херувимская песнь. Она заменяется текстом, который мы слышим только один раз в год:

Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа.

После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина — в память того, что древние христиане, оставаясь в храме после субботней Литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина подкрепляли себя на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь.

(94)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *