Вербное воскресение — праздник Входа Господа в Иерусалим

IMG_3909
Неделя ваий (Вербное воскресение), как и Лазарева суббота, служит переходом от Святой Четыредесятницы – к Страстной седмице. Если Четыредесятница и есть сам пост, время подготовки к Крестным страданиям, то Страстная седмица – это уже цель поста, к которой нас подводит двунадесятый праздник – Вход Господень в Иерусалим. И, слыша приближающийся топот копыт ослика, везущего на себе Христа, уместно задаться вопросами, обращенными к нам свт. Иоанном Златоустом: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Не говори мне, что «я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту», но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоен гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри – зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды?».

Толкования событий Входа Господня, статьи о празднике и его богослужебных особенностях.     ikona2569

 

     Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

     Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано: Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле. Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что тáк было о Нем написано, и это сделали Ему.

     Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых. Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.

     Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

Евангелие от Иоанна, глава 12

Толкования святых отцов

Святитель Иоанн Златоуст
Христос, по моему мнению, благоволил воссесть на осля, для того, чтобы подать нам правило жизни. Этим Он поставлял нам за правило удовлетворять только крайним нуждам.

Такое исправление нашей жизни Он везде имел в виду. Так, когда благоволил родиться на земле, то не искал богато убранного дома, ни богатой и знаменитой матери, но избрал бедную, которая была обручена плотнику. Рождается в вертепе и полагается в яслях. Избирая учеников, избрал не ораторов и мудрецов, не богатых и славных, но самых бедных и не знаменитых. Равным образом, когда имел трапезу, то ел ячменный хлеб. А дома даже и не имел.

Христос и в этом случае сделал ограничение, показывая, что не на конях, не на мулах надобно мчаться, но должно довольствоваться ослом, и никогда не простираться далее необходимого.

Блаженный Феофилакт Болгарский
Смотри же, какова была последовательность страдания. Господь воскресил Лазаря, сохранив к концу это чудо, важнейшее всех прочих; вследствие сего многие стекались к Нему и уверовали. Оттого, что многие уверовали, увеличилась зависть врагов. За сим последовали козни против Него и Крест.

Пальмы, может быть, означали то, что Он, воскресив Лазаря, стал победителем смерти; ибо пальма давалась на боях победителям.

Народ восклицал: «Осанна! благословен грядущий во имя Господне!» Из этого восклицания мы понимаем что Он Бог, потому что «осанна» значит «спаси». А спасать свойственно одному только Богу.

Святитель Игнатий Брянчанинов
Осленок изображает каждого человека, водимого бессловесными пожеланиями, лишившегося своей духовной свободы, привязанного пристрастием и навыком к плотской жизни. Учение Христово отрешает осля от привязи, то есть от исполнения греховной и плотской воли. Потом апостолы приводят осля ко Христу.

Тогда восседает на него Господь духовным явлением ему и духовным обитанием в нем. Восседает Господь на естественные свойства покорившегося Ему человека, усвоившего себе Его всесвятое учение, и вводит его, восседая, в духовный Божий град.
Душу приветствует Святый Дух. Он предлагает ей радость духовную, нетленную, вечную.

Христос восседает и шествует на тех блаженных душах человеческих, которые покорились Ему и принесли Ему во всесожжение свои естественные свойства. На таких душах шествует Царь, входя во святой град Божий и вводя в него святые души.

Святитель Николай Сербский
Народ жаждал чуда и Чудотворца. Посему ныне необозримое море людское поворачивается спинами к храму Соломонову, к жертвенникам и священникам и ко всему этому бессильному механизму неестественного городского общества; повернувшись ко всему тому спинами, люди обращают лица свои к горе Елеонской, откуда сходит Чудотворец.

О, если бы и мы все отвратили дух свой от гордого, но бессильного механизма мира сего и устремили его к Горе Небесной, ко Христу Царю! О, если бы и мы возложили все упование наше на Него единого!

Душа наша ищет Победителя смерти, коей вся вселенная сама, своими силами, победить не может. Христос есть сей Победитель. Душа наша алчет и жаждет Царя смиренного и сильного, смиренного из-за Своей силы и сильного Своим смирением; Царя, Который является личным другом каждого из нас; Царя, власть Которого безгранична и человеколюбие безмерно. Такой Царь — Господь Иисус Христос.

Богослужебные особенности

Неделя Ваий, неделя цветоносная, праздник Входа Господня в Иерусалим, а на Руси еще и Вербное воскресенье — так называется этот день. Сегодня мы не поем воскресных песнопений, не празднуем Воскресение Христово. В каком-то смысле можно сказать, что воскресенье перенесено на субботу Лазареву.
Умереть вместе со Христом
Тропарь праздника общий с Лазаревой субботой. Однако, есть и второй тропарь Входа Господня в Иерусалим — это единственный Господский праздник, имеющий два тропаря.

Этот второй тропарь показывает нам особенную черту этого события, звучит он так:

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся Воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во Имя Господне.

Здесь говорится от лица всех, кто собрался в храме: «Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш», — вот мы крестились и крещением своим мы Тебе спогреблись, мы умерли вместе с Тобой, Господи, и бессмертной жизни «сподобихомся Воскресением Твоим». Очень интересно, что здесь говорится не о празднуемом событии, а о таинственном смысле христианской жизни.

Понести со Христом Его крест

Обычно на вечернем богослужении поются разные стихиры. Но в Неделю ваий одна стихира повторяется семь раз:

Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси, вземше Крест Твой, глаголем: благословен Грядый во Имя Господне, осанна в вышних.

Повторяется этот текст, конечно, не потому, что на протяжении стольких веков не нашлось человека, который бы сочинил еще шесть стихир, чтобы восполнить богослужение, а потому что текст этой стихиры очень важен.

Здесь говорится о том, что Господь собрал нас в Церкви и объединил благодатью Святого Духа. А дальше таинственные слова: «И вси, вземше Крест Твой, глаголем». Обычно ведь говорят о несении своего Креста. А как нам взять Крест Христов?
Должно быть, здесь говорится о горячем сердечном стремлении все разделить с Господом. Здесь говорится, что мы встречаем Его всем существом: Господь грядет на вольную страсть, и мы идем вместе с Ним. Этот текст очень личный, он относится лично к каждому и в то же время объединяет всех, кого «благодать Святаго Духа собра».

Осязать праздник

Неделя ваий примечательна также тем, что в этот день мы несем в храм распускающиеся ветки вербы. В Типиконе не упоминаются ни елки на Рождество, ни березки на Троицу, а вот в Неделю ваий полагается освящение ваий. И в очень важном месте службы — после Евангелия, по 50-м псалме.

Во время чтения 50-го псалма совершается каждение огромного пучка веток, которые затем раздаются. Перед этим произносится специальная молитва на освящение ваий и они окропляются святой водой. И когда верующие подходят целовать Евангелие, священник каждому дает эти ветки.
Конечно, это должны быть ветки финиковой пальмы, но у нас пальмы не растут. В это время в России обычно только-только зацветает верба, поэтому у нас это воскресенье и получилось Вербным.

Интересно, что освящение этих веточек совершается не перед службой и не после службы, а в самом ее сердце. И игумен раздает братии эти веточки, чтобы сейчас, во время чтения канона каждый осязал их так, как осязал их народ, отроки, встречавшие Христа.

Этот момент свидетельствует отнюдь не о «театральной пышности» богослужения, а о том, что праздник должен войти во все наше существо — через зрение, слух, обоняние (когда мы чувствуем благоухание кадильного дыма) и даже осязание. Все наши телесные чувства, открытые для восприятия этой высшей, духовной реальности, помогают нам приблизиться к ней.
По материалам http://www.pravoslavie.ru/

(144)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *