Родословие: история и судьбы

 

IMG_2395

21июля, в день празднования явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, настоятель храма св. блгв. вел. кн. Александра Невского иерей Сергий Никаноров совершил панихиду на Южном кладбище г. Томска по усопшей Ольге Николаевне Харьковой (в девичестве Мелиоранской, 1894 -1961 гг.). В соборной молитве участвовали внучка усопшей – Елена Николаевна Аточина-Вассерман – и ее ближайшие родственники, а также певчие – м. Елена Шевченко и Марина Морозова, служащий храма Александр Колмаков.  

Интересна судьба и самой усопшей, Ольги Николаевны, и ее внучки, Елены Николаевны. Ольга Николаевна Харькова (Мелиоранская) принадлежала к священническому роду и сама была дочерью священника (протоиерея Николая Васильевича Мелиоранского) и женой священника – протоиерея Николая Дмитриевича Харькова (1892 – 1933 гг.). Именно по материнской линии род  Мелиоранских восходит к священническому роду Чельцовых: прадед Ольги Николаевны Харьковой (Мелиоранской)  –  Василий Гаврилович Чельцов был 11-ым священником в роду. При этом все представительницы женской половины рода Чельцовых, кроме самой Ольги Николаевны, оканчивали рязанское женское епархиальное училище.

Сама же Ольга Николаевна Харькова в свое время обучалась на историко-литературных курсах при Смольном институте благородных девиц, предоставлявших девицам высшее (женское) образование. Возможность такого обучения была обусловлена тем, что брат ее бабушки, Прасковьи Васильевны Чельцовой – Чельцов Григорий Васильевич, профессор Санкт- Петербургской Академии наук, одновременно служил настоятелем церкви имени свв. Елены и Константина богадельни при Смольном институте.

Сегодня установлено: «кисейными», избалованными барышнями институток Смольного никак нельзя было назвать. Хотя они и были изолированы от окружающего мира, но их воспитывали в очень строгих правилах. Так, провинившейся девушке крепили к плечу плохо заштопанный носок, и она ходила с этим символом позора весь день.

Воспитанниц Смольного готовили прежде всего к тому, чтобы каждая из них стала образованной и хорошей женой и матерью – способной  и умеющей устроить красивую и правильную жизнь своей семьи. Девушкам преподавали такие полезные по тем временам дисциплины, как  танцы, музыка, рукоделие и практическое домоводство. Языком преподавания и общения был исключительно французский.

Родословная  Чельцовых-Мелиоранских просчитывается до нач. 17 в. (до 1624 г.) – до Адриана Федоровича Чельцова из рязанского села Тросна. Однако возможно, что род Чельцовых восходит к 14 в. Согласно устному преданию,  зафиксированному в архивных документах 1865 г., фамилия Чельцов была дана одному из воинов св. Димитрия Донского. Этот воин был облачен на поле брани в доспехи самого св. Димитрия Донского и потому был пронзен копьем в чело. Так говорит легенда о родоначальнике рода Чельцовых.

Впоследствии многие представители рода Чельцовых стали священнослужителями. Известно, что в течение 200 лет на одном из приходов в Рязанской земле священниками были исключительно Чельцовы.

Согласно объяснению Елены Николаевны Аточиной-Вассерман, скрупулезно изучавшей историю своей семьи, в прежние времена в России существовала традиция «жениться на приходе». Это означало следующее. Семинарист (имевший возможность два года после окончания семинарии искать себе матушку) женился на дочери какого-либо священника и начинал служить на приходе отца своей матушки (т.е. супруги), а впоследствии и сам возглавлял данный приход и, в свою очередь, также выдавал свою дочь за семинариста, становившегося сначала вторым священником на возглавляемом тестем приходе, а впоследствии возглавлявшего этот самый приход.

К боковой линии рода Чельцовых (род Федоровских по женской линии) принадлежит игумен московского Донского монастыря – Гермоген Сперанский (около 2-ой пол. 18 – 1-ой пол. 19 вв.) (родной дядя Ольги Николаевны, в девичестве Федоровской, матушки Василия Гавриловича Чельцова – того самого 11-го священника в роду Чельцовых).

В роду Чельцовых двое прославленных в лике святых как мученики и исповедникипротоиерей Петр Великодворский (он же Чельцов Петр Алексеевич) и протоиерей Чельцов  Михаил Павлович, дед Анатолия Васильевича Чельцова, профессора химии московского Курчатовского института.

На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, который состоялся в августе 2000 г., к лику святых были причислены более тысячи новых мучеников. Среди них был прославлен и священноисповедник, протоиерей Петр Чельцов. Петр Великодворский (1888 – 1972 гг.) (фамилия Великодворский дана по народному названию места служения о. Петра –  села Великодворье во Владимирской губернии), родился в семье сельского священника в Рязанской губернии. После окончания Рязанской духовной семинарии Петр, как первый ученик, за казенный счет отправился учиться в Киевскую Духовную Академию. Однако Петр нарушил устав Академии, запрещавший жениться до окончания обучения. Он женился сразу после окончания 1-го курса, за что и был отчислен из Академии. Все-таки позднее о. Петр, уже будучи священником, закончил Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был назначен преподавателем в Смоленскую Духовную семинарию. Одновременно о. Петр трудился в качестве редактора «Смоленских епархиальных ведомостей» и занимался широкой публичной духовно-просветительской деятельностью.

Отметим, что матушка о. Петра –  Мария Ивановна Стародубровская (см.фото), дочь рязанского священника (пекла просфоры в церкви), отличалась особым благочестием. Супруги нежно любили друг друга, но не имели супружеских отношений. У них была приемная дочь Мария Сахарук.

После 1917 г. для о. Петра, как и для всего российского духовенства, началась новая жизнь, состоящая из арестов и лагерей. Благословение на последующие непростые годы жизни отец Петр и его матушка Мария получили от Оптинского старца Нектария. Прозорливый старец благословил их иконой «Утоли моя печали» со словами: «Скоро начнутся ваши академии».

В общей сложности в заключении батюшка провел 15 лет. Он был досрочно освобожден только в 1955 г.  –  из-за тяжелой болезни, повлекший инвалидность.

О пережитом отец Петр молчал, и лишь однажды рассказал, что на  Соловках его даже в море топили, да Господь  сохранил. Вспоминая тяжелую годину, он лишь с улыбкой говорил: «Лес рубят – щепки летят».

Служение о. Петра до последних его дней было подвижническим. Батюшка вставал в 3 часа утра, а в половине пятого утра был уже в храме – исповедовал, беседовал с людьми. После Божественной литургии он служил водосвятный молебен с акафистом и панихиду по полному чину. Уставший до изнеможения батюшка мог отдохнуть только один час, а потом опять приходил в храм – служить заказные водосвятные молебны.

Отец Петр был известен своей прозорливостью и даром исцеления болезней. Накладывая на больное место руку, он говорил: «Я не врач, но я буду молиться, и Господь исцелит».

Вскоре за утешением и исцелением недугов к батюшке стали приезжать люди со всей России. Поэтому народу на его службах всегда было много: нередко в пост он причащал до 500 человек! Часто о. Петр стоял со Святой Чашей до одеревенения ног, а рукой его водила церковница. Порой после причащения прихожан он даже не сразу мог сдвинуться с места – ноги не слушались. Но и в последние дни своей жизни отец Петр продолжал служить в Церкви, превозмогая болезнь.

Отец Петр преставился в день святого благоверного князя Александра Невского в 1972 г. Вскоре после его прославления в 2000 г. были обретены его честные мощи.  Они покоятся в том храме, где он служил – в храме вмц. Параскевы Пятницы в селе Пятница Гусь-Хрустального района Владимирской области.

В том же году отошла в мир иной и матушка Мария.

В наши дни к мощам священноисповедника Петра Великодворского организуются паломнические поездки. Паломники рассказывают, что и сейчас они получают благодатную помощь по молитвам к священноисповеднику Петру Чельцову.

Чельцов  Михаил Павлович (1870 – 1931 гг.) был настоятелем  Симеоновской церкви при Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. Здесь же, в институте он преподавал богословие, а также исполнял обязанности соредактора и соиздателя журнала «Православный путеводитель».

Отец Михаил Чельцов был известен своей активной общественной деятельностью:  часто выступал на разного рода религиозно-философских собраниях. Еще он является автором нескольких книг по разного рода богословским темам, а также по вопросам церковного раскола и сектантства.  Наиболее известны два его сочинения –  «Христианское миросозерцание» и «Воспоминания «смертника» о пережитом».  Книга «Христианское миросозерцание» содержит популярное изложение серьезных богословских вопросов: происхождение греха, проблема взаимоотношений науки и религии, разрыв между христианством и культурой и др.

В мемуарах «Воспоминания «смертника» о пережитом» рассказывается о  многочисленных арестах о. Михаила. Дважды он приговаривался к расстрелу, 40 дней провел в камере смертников. Эта книга –  уникальный документ, являющий собой искреннюю исповедь священника, духовно готовившего себя к смерти, преодолевая свои  сомнения.

Перед смертью о. Михаил сказал своему сокамернику: «Прожита жизнь не всегда легкая. Дети уже выросли; и мне надо радоваться, что Господь посылает мне этот конец, а не старческий недуг и не многолетние страдания на одре болезни…  Господь (призывает меня к Себе) таким благословенным путем».

5

 

В 2005 г. Священный Синод Русской Православной церкви включил имя протоиерея Михаила Чельцова в Собор новомучеников и исповедников Российских 20 в.

Также в роду Чельцовых были известные ученые – исключительно биологи, химики и физики. Наиболее известен Чельцов Иван Васильевич, профессор Санкт- Петербургской Академии наук. Он первым выдвинул и воплотил идею защиты диссертации в виде диспута двух оппонентов. При этом сам он защищался и дискутировал на латинском языке.

Выше уже говорилось о его родном брате – о Чельцове Григории Васильевиче (1840 — не ранее 1916 гг.), который после окончания сначала Рязанской, а потом Санкт-Петербургской Духовной семинарии стал также профессором Санкт- Петербургской Академии наук и одновременно служил настоятелем церкви во имя свв. Елены и Константина при богадельне (при Смольном институте) в Санкт-Петербурге; трудился также и в качестве законоучителя 7-й и 8-й Петербургских гимназий.

Протоиерей Григорий Чельцов был награжден тремя орденами св. Анны III,  II и I степеней. Он известен как автор многих религиозно-нравственных статей и нескольких книг. Наиболее известными из его трудов являются  «Краткое учение о богослужении православной церкви» и особенно «Объяснение символа веры»  (с рассказами из священной истории и с кратким учением о богослужении Православной Церкви), общий тираж изданий которого составляет более 1 млн. экземпляров.

Младший брат Ивана Васильевича и Григория Васильевича – Чельцов Михаил Васильевич, уехал в Томск, чтобы работать во вновь открывшемся здесь Императорском университете. В Томском университете он стал инструктором богословия, часто публиковался в газете «Томские епархиальные ведомости».

Трагедией семьи Михаила Васильевича стали репрессии, обрушившиеся во 2-ой пол. 30-ых гг. 20 в. на его сыновей: все четверо сына были арестованы, один из них – Семен – погиб в лагере.

Таким образом, научная стезя представителей рода Чельцовых вполне успешно, хотя порой и трагично, сосуществовала с духовным, более того, – с церковным служением.

Сама Елена Николаевна Аточина-Вассерман – медик по специальности, в 1986 г. закончила Томский медицинский институт, в г. Томске защитила диссертацию (по теме о доставке лекарств в легкие). Затем она уехала в Москву и уже оттуда в 1992 г. эмигрировала в США.

В данный момент Елена Николаевна проживает в Филадельфии и является профессором знаменитого Пенсильванского университета, изучает проблемы редких онкологических заболеваний и активно занимается научной деятельностью. Елена Николаевна имеет троих детей – сына Александра 16 лет, сына Дэвида 14 лет и дочь Джессику 11 лет. Здесь же, в  Филадельфии, проживает и мама Елены Николаевны – Александра Николаевна Харькова (1924 г.р.).  В США живет и родной брат Елены Николаевны – Дмитрий Николаевич Аточин (1961 г.р.), известный профессор Гарвардской медицинской школы.

Елена Николаевна много лет занимается проблемой своей родословной. Ей удалось не только отыскать корни рода в 14 в., но и обрести многочисленную родню в шести поколениях. Принадлежность роду установлена с помощью анализа ДНК (стоимость одного анализа составляет сегодня 100 долларов). Соответствие показателей ДНК в шестом поколении в среднем составляет 19,1%  (из 3 тыс. возможных максимальных совпадений).

Родственники Елены Николаевны проживают ныне в разных странах – в США, в Шотландии, во Франции, в Марокко и, конечно, в России – в Москве, в Петербурге, на Рязанщине, в Томске.

Елена Николаевна намерена периодически приезжать и в Россию, и в Томск, где помимо родственных связей ей интересны и профессиональные отношения.

Елена Николаевна удовлетворила наше любопытство и относительно своеобразия ментальности и идеалов американского народа, определив доминирующую ценность американцев как толерантность всегда и во всем.

м. Татиана

 

Из наследия протоиерея, священномученика Петра Великодворского
(Петра Чельцова)

6

Если ты до того расслабел грехом, что потерял самое произволение к добру; если прокажен, глух и слеп душею; если ты столько повиновался диаволу, что поступил совершенно во власть его, и … схож с беснующимся: то и тогда не усомнись и приступи к покаянию, и услышишь: «Отпускаются тебе грехи твои!»

Создатель твой есть Создатель и сердца, и ума твоего, и воли твоей. Ты расстроил, растлил их грехом? Создатель может возсоздать сердце чистое из сердца оскверненного… Он может страждущую и изнемогающую волю твою под насилием греха утвердить в добре, и воля твоя может укрепиться и победить грех…

Займемся своим спасением! Не сочти какого-либо поступка маловажным, извинительным! Обвини себя, чтобы получить обильное оправдание от Бога! Решись обнажить с откровенностью язвы перед отцом духовным! Не оставляй в сердце тайной дружбы, тайной связи со грехом, скрывая его, отлагая открытие до будущего времени! Иначе твое покаяние будет не истинным, лицемерным, в душе твоей будет оставаться залог, причина к продолжению жизни греховной. С решительностью возненавидь грех! Измени ему обнаружением его, – и он убежит от тебя. Обличи его, как врага,  – и примешь Свыше силу сопротивляться ему, побеждать его! …

Зачем вы гибнете, христиане, вечною смертию от грехов ваших?..

От того окончательно гибнут христиане, гибнут вечной смертью, что во все время жизни земной занимаются одним нарушением обетов крещения, одним служением греху …

Они гибнут от того, что … они не умеют воспользоваться всемогущею силою покаяния. И это потому, что в душах наших угасло совершенно чувство сознания своей греховности и желание освободиться от нее. Умерщвленные грехом ум и сердце всецело обратились к земле, служат раболепно тленным пожеланиям плоти; эта плоть не способна к общению с Богом. Ты захотел сделаться яко Бог и от этого сделался по душе подобным диаволу, по телу подобным зверям и скотам.

 Отрывок из рукописи свмч. Петра Чельцова

***

Небывало скорбные дни переживает наша Родина! Не терновым ли венцом мук повито ее многострадальное чело? Не тяжелый ли крест лег на ее плечи?!  …  Но разве в первый раз над нашим многострадальным отечеством разражается такая гроза? Разве в первый раз многострадальная Русь пьет горькую чашу страданий?  …  А Россия стоит, верная Богу и Царю своему, стоит грозная для врагов, и будет стоять до тех пор, пока не изменит апостольскому завету: «Бога бойтеся, Царя чтите». И как отрадно вспомнить и проследить, что во всех этих выпадавших на долю нашей скорбной родины неимоверных страданиях …  на мрачном горизонте ее страданий вдруг зажигалась яркая звездочка и выводила ее на верную дорогу, и великая Святая Русь спокойно и величаво продолжала свое, указанное ей Промыслом, историческое шествие. …  И ныне …  засветилась новая звездочка, новоявленный угодник Божий, Иоанн, митрополит Тобольский.

 «Слово на день прославления святителя Иоанна,  

 митрополита Тобольского»  свмч. Петра Чельцова

 (Ведомости, 1916 г., №15)

***

Из воспоминаний о свмч. Петре Чельцове

Когда было 50 лет советской власти, я был в гостях у Петра Чельцова. И вот за чашкой чая (у него, кстати, вина никогда не подавали к столу), он говорит: «Ведь это наш с тобой праздник». Я говорю: «Ну, конечно, мы же граждане нашей страны, и праздники гражданские – тоже наши праздники, мы законопослушные граждане». «Это, — говорит, –  правильно, но не только в этом дело. Я был участником Собора 1917-1918 годов. В то время были конфискованы царские дворцы и дома богачей, и находившиеся в них церкви подвергались разорению, а антиминсы из них выбрасывали прямо на улицу, под колеса пролеток, под копыта лошадей. И вот Собор выбрал делегацию: два митрополита, два протоиерея и пять мирян. Выработали они документ протеста против надругательства и отправились к Ленину. Их принял Бонч-Бруевич, его личный секретарь и руководитель вот в таких делах, протокольных. И он им сказал: «Владимир Ильич занят важными государственными делами и вас, естественно, принять не может. Эту вашу бумажку я ему, конечно, передам, но напрасно вы стараетесь: уж коли мы взяли власть в свои руки, через пять лет от вас ничего не останется». Прошло пятьдесят, а мы с тобой — два попа, старый и молодой, — сидим и чаек попиваем.

протоиерей Владимир Правдолюбов

(1000)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *