Страстная седмица

СтрастнаяСтрастная седмицапоследняя седмица поста, предшествующая Пасхе и следующая за седмицей цветоносной (седмицей вайи). Богослужения Страстной седмицы посвящены воспоминаниям последних дней земной жизни Спасителя – событий Священного Писания и нашего спасения – Тайной Вечери, суда Пилата и синедриона, распятия Христова. Молитвословия отличаются особенной умилительностью и проникновенностью.

Первые три дня служится Литургия Преждеосвященных Даров. Также в эти три дня в соответствии с церковным уставом прочитывается вся Псалтирь (кроме 17-й кафизмы), а на часах вычитывается почти все Евангелие (до конца не дочитывается только Евангелие от Иоанна). Евангельское чтение на часах являет собой само звучащее Слово Божие, воспроизводя собой проповедь Христа, учившего в эти дни в ветхозаветном храме.

strastnayaВ Страстную среду в конце Литургии в последний раз читается молитва преп. Ефрема Сирина с земными поклонами – отныне поклоны в церкви упраздняются, поскольку заканчиваются сами великопостные службы и начинаются особенные страстные богослужения.

Святые дни Страстной седмицы призваны отсечь нас от повседневной суеты и настроить душу на скорбное сопереживание распинаемому человеческими грехами Богу. С вечера Страстной среды каждый христианин безмолвно предстоит Кресту Господню«ничто земное в себе помышляя» …

Все дни Страстной седмицы носят название «великих».

В Великий понедельник вспоминается ветхозаветный праведник Иосиф Прекрасный, униженный и проданный завистливыми братьями в египетское рабство. Его образ указывает нам на грядущие невинные страдания Спасителя. Из евангельских событий Церковь вспоминает иссушение бесплодной смоковницы. Иссохшая смоковница символизирует душу, не приносящую духовных плодов – истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел, без которых наступает духовная смерть души. Своеобразный суд над смоковницей призван напомнить верующим о предстоящем Страшном суде, на котором будут оправданы только праведные и целомудренные души.

В Великий вторник вспоминается обличение Христом лицемерных фарисеев и книжников. Евангельской притчей о десяти девах Церковь назидает: необходимо пребывать в неизменной готовности к достойной встрече Небесного Жениха целомудрием и благими деяниями. Ибо святой долг каждого христианина – сохранение своей живой веры и горячей любви к Богу – Источнику благодати и всех благ.

В Великую среду христиане со скорбью вспоминают о предательстве Иудой Искариотом своего Учителя. Святое Евангелие противопоставляет предательству Иуды – преданность Христу грешницы, омывшей Его ноги слезами, помазавшей их драгоценным миром и обтершей ноги Христа своими волосами.

В Страстную среду Церковь в последний раз в посту призывает нас к суду над своей совестью. В этой связи вспомним рассуждения свт. Иоанна Златоуста на предмет притч Священного Писания: « Как же Иуда сделался предателем, когда он призван Христом? Но Господь не чинит насилия над свободной человеческой волей. Он не принуждает». Ученик Христов целованием предает Господа на мучительную смерть, а грешница помазывает Ему ноги благоуханным миро. «Простерла блудница руки к Тебе, Владыко, простер и Иуда свои руки беззаконным (врагам Христовым)», – она – чтобы испросить прощение, он – чтобы взять сребреники (плату за предательство). Она изливает многоценное миро, он предает Бесценного, она спасается, он гибнет. «От Иудина окаянства … избави, Боже, души наша!».

В Великую среду заканчивается время церковного покаяния. В монастырях вновь совершается чин прощения, соучастниками которого мы были в день Прощеного воскресения. В прежние времена в Страстную среду чин прощения повторялся во всех церквях. А в московском Успенском соборе прощения обид испрашивал себе у народа державный российский государь и вся царская семья.

В Великий четверг утром служится Литургия свт. Василия Великого. Вспоминается Тайная Вечеря Господа со своими учениками, омовение Им ног апостолам и установление Иисусом Христом величайшего таинства Святого Причащения: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6: 51). Совершается чудо Любви Божией во спасение грешного человеческого рода: «Приимите, ядите: Сие есть Тело Мое», «Пейте … все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф. 26: 26-28).

Святое Причастиепопаляет греховную скверну, преображает и тело и душу причастника. Через Причастие христиане соделываются «сотелесными и единокровными» самому Христу (свт. Кирилл Иерусалимский), становятся «Христовыми»: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56).

taynaya_vecherya_rublev_tsl

Андрей Рублев. Тайная Вечеря. 15 в.

Тайна и сила Православной Церкви заключена именно в таинстве Святого Причащения, передаваемого нам апостолами от Самого Иисуса Христа через рукоположенное ими священство. Отцы Церкви говорят: православие есть Причастие. Ибо все другие христианские вероисповедания это таинство либо изменили (католичество), либо утратили (лютеране), либо никогда его не имели (многочисленные секты). Поскольку, где нет священства, благодатию Божией совершающего тайну Евхаристии (Жертвы Христовой), там нет и не может быть ни Святых Даров, ни Святого Причастия (свт. Феофан Затворник).

Святое Причащениесовершается только на Литургии – службе всех служб. И потому ЛитургияВеликого четвергапризнана отцами Церкви Литургией всех Литургий.

В Великий четверг вечером служится последование святых и спасительных страстей Христовых. Читаются так называемые «12 Евангелий» – части всех Евангелий о страданиях Христовых. В первые века христианства эта служба длилась всю ночь: Евангелия читались в разных местах, куда с непрестанной молитвой шли верующие путем Господа, освящая тьму ночи светильниками. Они шли на Елеонскую гору, где Иисус Христос говорил с учениками перед своими страданиями; в Гефсиманский сад, где было моление Господа о чаше (о чаше Его мук и Его смерти: «Чтоб эта чаша смерти миновала, в поту кровавом Он молил Отца» (Б. Пастернак)); на Голгофу и к Кресту Господню.

Ныне сердцем мы следуем путем Господа и в богослужении прозреваем муки Христа: «Не терпя зрети Бога досаждаема», вся тварь страхом колебалася, земля потрясалася, камни распадались, солнце померкло и завеса в Иерусалимском храме разодралась донизу надвое. Церковная песнь доносит до нас слова распинаемого Христа: «Люди мои, что сотворил вам и чем вы воздали Мне … за манну – желчь, за воду – уксус … Вы ко Кресту Меня пригвоздили …». Внезапное солнечное затмение знаменовало крестные муки Господа: с часа Его распятия до Его смерти мир погрузился во тьму. Это явление засвидетельствовало четыре историка. Один из них, афинский философ Дионисий Ареопагит, тогда воскликнул: «Или мир гибнет, или Творец страждет!». Позднее он принял христианство и даже стал первым Афинским епископом.

Страданиями и позором прославляются Господь Иисус Христос и Его Мать: «Крест Твой, Господи, есть жизнь …»; «Радуйся, Родшая Творца Твоего и Господа, радуйся, сподобившаяся быть Мати Божия».

«Вникни, брат, в слышанное сегодня», – обращается к нам великий христианский подвижник, прп. Ефрем Сирин, – «… Безгрешный Бог предан, осмеян, поруган, терпел бичевание и был распят. Да содрогнется сердце мое, да ужаснется душа моя! Каждый день я должен проливать слезы при этом воспоминании о страданиях Владыки».

Всю вечернюю службу верующие стоят с зажженными свечами, которые стараются донести до дома, чтобы на косяках дверей начертать спасительный крест. Обычай велит сохранять святой четверговый огонь до Пасхи.

«Господи, и меня древом крестным просвети и спаси …».

Великая пятница – день самый скорбный, день смерти Господа на Кресте.

В эту пятницу Церковь вспоминает о суде, о распятии и о крестной смерти Спасителя. Утром читаются Царские Часы – «часы всех часов» – Евангельское повествование об уничижении Спасителя, о Его мучениях и о Его смерти. Но Литургия в Великую пятницу не совершается, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в Жертву. В память об искуплении грехов рода человеческого еще в апостольские времена Страстная пятница была названа «Крестной Пасхой».

Днем в Великую пятницу (обычно с 12.00 час. до 16.00 час.) в час смерти Иисуса Христа на Кресте служится вечерня, на которой вспоминается снятие с Креста тела Христова и положение Его во гроб: «Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится …». Погребение Господа совершил Иосиф Аримофейский. Теперь это делает священник, который выносит Плащаницу (плат с образом Спасителя) с Престола на середину храма, как бы перенося Тело Христово с Голгофы в гробницу: «Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (благоуханиями) во гробе нове покрыв, положи». Пение заканчивается поклонением Плащанице и целованием ран Христа – Его пронзенных ног, рук, ребер.

Раздаются стенания Богоматери («Плач Богородицы»): «Радость уже отныне никогда Мене не коснется … Свет Мой и радость Моя ушел во гроб … Воскресни и утоли мою печаль – все можешь, Владыка …, хотя и погребен». И в ответ Матери «тайно речет Господь: «Воскресну и Тебе возвеличу, как Бог неба и земли».

В этот скорбный час Церковь наставляет нас: и в самую горькую минуту мы должны уповать на милость и всемогущество Божие.

В Страстную пятницу традиция предписывает полное воздержание от пищи.

Великой субботе посвящены слова свт. Епифания Кипрского: «Что сие днесь безмолвие на земле? От того глубокое молчание, что почивает Господь».

Сосредоточенное молитвенное молчание всех сострадающих страждущему Христу выражено литургическими словами: «Да молчит всякая плоть человечья и ничего суетного в себе не помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным».

Суета мира сего, человеческие желания и мысли – ничто не должно нарушить свершаемой сегодня великой тайны Божией – Жертвы Христовой во спасение каждого из нас. Сошлемся на слова архиепископа Серафима (Соболева) об этом великом дне. Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая седмица (Страстная седмица) и больше самой седмицы Страстной – Великая и святая Суббота. Ибо подобно тому, как в первом миротворении Бог Отец, создав всех тварей и сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих и освятил этот день, наименовав субботой, то есть покоем, – так и Господь Иисус Христос, совершив дело искупления и воссоздав истлевшего грехом человека, обновив его живоносным крестом и смертью, в субботний день упокоился: «Бог Слово плотию сошел во гроб, сошел же и во ад».

Субботний богослужебный день начинается поздно вечером в пятницу. Пением псалма «Благословен еси Господи …» отпевается Спаситель. Песнь перемежается с чтением стихов: «Похвалы» величают страдания Господа. Канон «Волною морскою» прославляет Спасителя, выведшего иудеев из плена египетского и ныне спасающего все народы из плена врага рода человеческого. Великая скорбь соединяется с радостной надеждой: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты царствуешь во веки».

На утрени Великой Субботы совершается торжественный чин погребения Спасителя. После Великого славословия, под пение «Трисвятого» («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас») священник совершает каждение Плащаницы и на главе выносит ее из храма. За ним следует крестный ход, прообразующий собой погребение Христа. По возвращении Плащаница подносится к Царским вратам в знак того, что смерть Спасителя отверзла нам райские двери.

И вновь Плащаница на середине храма. Чтец восклицает: «Воскресни, Боже, помози нам и избави нас имени Твоего ради». Читается пророчество Иезекииля: « … и поставил меня Господь посреди поля, полного костей человеческих … И рече ко мне Господь: «Сыне человечь, оживут ли кости сии?». И по велению Божию вошел в кости Дух и они ожили и стали на ноги свои. И сказал Господь: «Вот Я … изведу вас от гробов ваших, Людие Мои, и дам Дух Мой вам и живы будете … Я Господь: сказал и сотворю».

Положение во гроб. 15 в.

Положение во гроб. 15 в.

Целованием Плащаницы заканчивается пятничная вечерняя служба.

В Великую Субботу утром вспоминается сошествие Христа во ад: «Днесь ад стеня вопиет: разрушилась моя власть …, попрана моя держава …». Господь воскресил души умерших праведников и вывел их из тьмы ада в Царство Света. Церковь вдохновляет нас на подвиг веры: «Дерзайте людие Божии, ибо Он победит враги, яко всесилен». Следует чтение ветхозаветных пророчеств о Воскресении Христовом.

Начало новозаветной истории знаменует открытие Царских врат при словах: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Пение «Во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (во Христа крестились, во Христа облеклись)» перекликается с Апостолом: «Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились … Почитайте себя мертвыми для греха, живыми для Бога». Перед чтением Евангелия чтец в белом одеянии, подобно светозарному Ангелу у гроба Господня, возглашает: «Воскресни, Боже, суди земли …». В это время в алтаре переоблачаются Престол и священнослужители из траурных одеяний – в белые пасхальные.

Богослужение Страстной субботы позволяет нам увидеть и осознать величие приносимой за всех нас Жертвы. И наше со-переживание Спасителю – вчера спогребохся Тебе, Христе, – служит для каждого христианина условием его вхождения в радость Воскресения Христова: «совосстаю днесь воскресшу Тебя», Христе Боже Наш!

Евангелие повествует о пасхальной радости, о Воскресении Христа, возвещенного Ангелом женам, пришедшим ко гробу Господа. И вновь звучат слова Спасителя, представшего по Своем Воскресении перед апостолами: «… се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Матф. 28: 20).

Литургия свт. Василия Великого начинается в Великую субботу позднее, чем обычно. За Литургией читается Евангелие о Воскресении Спасителя, хотя перед нашим телесным взором Спаситель еще возлежит, плотию уснув яко мертв. Но Победа над смертью и над адом уже совершилась!

Все храмы уже преобразились в белое, избавясь от черных одеяний скорбных дней. Именно в этот, воистину Великий, день в Иерусалиме совершается чудо схождения Благодатного огня на Гроб Господень.

Великая суббота исполнена великой духовной радости предстоящей Пасхи Христовой, несмотря на еще продолжающийся строгий пост.

По окончании Литургии уже святятся пасхи, куличи и яйца.

Слово о Страстной седмице

Перво-наперво нужно постараться понять, что Страстная и Светлая седмицы означают лично для каждого из нас. … Чаще всего мы не отдаем себе отчет в том, что в посте и в празднике для нас наибольшее значение имеет либо гастрономический аспект (запрещение-разрешение определенных продуктов), либо обрядово-бытовой (выпечка куличей, покраска яиц, уборка, нанесение крестов копотью свечей). А собственно вероучительный, аскетический и литургический смыслы остаются зачастую вне нашего внимания. Но ведь это и есть самое главное. Практически можно позволить себе иногда вообще забыть о гастрономических и обрядово-бытовых вопросах и сосредоточиться на главном. Как это можно сделать?

Достойно можно встретить Воскресение Христово только в святости. С нашими грехами, приходя к празднику Пасхи, невозможно думать о достоинстве. Можно только глубже и глубже переживать свое недостоинство и никудышность. Именно этому переживанию и должна была способствовать прошедшая Четыредесятница. Иначе зачем мы молились: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения…» и «Покаяния отверзи ми двери…»? Именно здесь – в глубине переживания недостоинства и рождается пасхальная радость. И только осознание нами собственного недостоинства может раскрыть нам понимание Страстной седмицы. Ибо Страстная седмица – это свидетельство Церкви о величайшем добровольном самоумалении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, с тайной которого мы должны соприкоснуться в эти дни. В смирении и умалении себя по образу нашего Спасителя заключается и наше достоинство.

Страстная и Светлая седмицы – это литургическая икона нашего спасения. Практическая задача каждого верующего в эти дни – запечатлеть эту икону в своем сердце и сохранить ее там, сделав основной парадигмой своей жизни. Именно к этому призывает Церковь в эти дни каждого крещеного человека! Вспомним слова апостола Павла: «…все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху…» (Рим. 6: 3-6).

Молитвенное соумирание Христу и совоскресение с Ним не завершается таинством крещения. Оно продолжается в повседневной жизни и, особенно, в опыте переживания Страстной и Светлой Седмицы. Поэтому в древности таинство крещения было вплетено в богослужение Страстной Седмицы. В этом смысле даже если человек крещен в младенчестве, он все равно не лишается возможности в сознательном возрасте молитвенно переживать то, что переживает каждый человек в крещении. Многие из нас не помнят своего крещения и провели дни крещения неподобающим образом. Сейчас у нас есть возможность возвратиться, переосмыслить всю свою духовную жизнь и прожить Пасху (Страстную и Светлую седмицы) так, как бы мы хотели провести дни своего крещения.

                                                 иерей Георгий Казанцев

(743)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *