Неделя преподобного Иоанна Лествичника

292720930Четвертая Неделя Великого поста посвящена памяти прп. Иоанна Лествичника – великого христианского подвижника, отразившего в сочинении «Лествица рая»свой духовный опыт восхождения человека к духовному совершенству.

Св. Иоанн родился на исходе 6 в. в обеспеченной семье свв. Ксенофонта и Марии. Юноша получил хорошее образование, однако в 17 лет он удалился в монастырь на Синайской горе, где вскоре принял монашеский постриг.

Вся жизнь преподобного прошла в Синайской пустыне, большей частью в гранитной пещере. Прп. Иоанн избрал «средний путь» монашеского делания. Он не изнурял себя постом и бессонными ночами, но неуклонно шел путем послушания. Прп. Иоанн рано предал себя уединенной жизни. Помимо молитвы его время занимал труд: днем он обрабатывал огород, а вечером и ночью писал книги.

В эту пору преподобный стяжал такое благочестие, что по его молитвам стало возможным избавление от смерти его ученика Моисея. Однажды наставник, прп. Иоанн приказал своему ученику наносить в сад земли для грядок. Устав от трудов и летнего зноя, инок Моисей прилег отдохнуть в тени большого утеса. В это время преподобный отдыхал в своей келье. Вдруг ему явился почтенный муж и с упреком сказал: «Почему ты, Иоанн, спокойно отдыхаешь здесь, когда Моисей находится в опасности?». Прп. Иоанн тотчас стал молиться за своего ученика. Возвратившись домой вечером, инок рассказал наставнику о том, что подвергся большой опасности: его едва не раздавил большой обломок камня, оторвавшийся от утеса, под которым он в полдень уснул. «К счастью, мне представилось во сне, что ты зовешь меня, я вскочил и бросился бежать, а в это время с шумом упал огромный камень на то самое место, с которого я убежал…», – закончил свой рассказ Моисей.

40 лет длилась отшельническая жизнь преподобного – в строгом посте и в молитве, в уединении и в безмолвии. Он особенно глубоко был проникнут чувством покаяния и источал обильные слезы, сокрушаясь о своих грехах. Сердечная покаянная молитва и безмерная любовь к Богу – в этом состояла его жизнь.

После 40-летнего отшельничества прп. Иоанн Лествичник был поставлен игуменом Синайской обители, а именно монастыря Неопалимая Купина (впоследствии монастырь св. Екатерины). По всеобщему признанию, в лице преподобного на Синае появился «новый» Моисей, при жизни достигший «горнего Иерусалима». Однако спустя 4 года он вновь удалился в отшельничество и прожил в уединении и в безмолвии до конца своей жизни – до 80 лет, мирно закончив свои земные дни.

sin_

Прп. Иоанн не только сам достиг высоты духовного совершенства, но и другим оставил руководство для духовной жизни – душеспасительное сочинение «Лествица». В этом труде прп. Иоанн Лествичник отобразил и свой личный опыт подвижничества, и аскетические традиции египетских монастырей. «Лествица»выявляет 30 ступеней духовного восхождения – по числу лет земной жизни Спасителя до начала Его проповеди о вхождении в Царствие Божие. Она также воспроизводит порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

В сочинении описывается борьба подвижника благочестия со страстями, одинаково свойственными как иноку, так и мирянину, в числе которых гордость и тщеславие, гнев, чревоугодие, блуд, сребролюбие и др. Одновременно с этим «Лествица» научает воспитанию христианских добродетелей – целомудрию, смирению, терпению, кротости, воздержанию, молитве и пр. Она говорит о постепенном восхождении к нравственному совершенству на пути к спасению души. На первом этапе восхождения души в горняя надлежит очистить греховную нечистоту, искоренить пороки и страсти в ветхом человеке; на втором – трудиться над восстановлением в себе самом образа Божия.

Отметим также, что из известных на Руси славянских переводов «Лествицы» наиболее известным был список, выполненный митрополитом Киевским и всея Руси свт. Киприаном в 1387 г. Однако наибольшее распространение получил перевод «Лествицы» прп. Паисия (Величковского) (18 в.), подготовленный к изданию насельниками Оптиной пустыни. 

Помимо «Лествицы» (называемой также «Скрижали духовные») прп. Иоанн написал еще книгу «К пастырю» об обязанностях духовных наставников перед своей паствой. Духовный отец представлен здесь в образе врача. А главным и единственным условием для получения учеником духовного окормления преподобный называет послушание.

Прп. Иоанн, величайший подвижник благочестия, почитался как святой уже в 10 в. Состоялось обретение его мощей, частицы которых хранятся в греческих монастырях.

Также вчетвертую Неделю Великого поста совершается память сорока Севастийских мучеников – римских воинов-христиан, принявших мученическую смерть за веру Христову в Севастии (Армения, совр. Турция). Событие имело место в 320 г. при Лицинии, соправителе св. Константина Великого. Лициний был убежденным язычником и стал искоренять христианство, значительно распространившееся в империи при св. Константине Великом. К тому же он готовился к войне против св. Константина. Опасаясь перехода своих воинов-христиан на сторону последнего, он решил очистить от них свое войско.

По повелению Лициния военачальник Агрикола потребовал от христианских воинов жертвоприношения языческим богам. Воины отказались, и их заперли в темнице. В заточении они предались усердной молитве и ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет». Эти слова вдохновили подвижников веры. Они стойко держались своего исповедания и остались непреклонными, говоря искусителям: «Для нас нет ничего дороже Христа Бога». Тогда старший полководец велел побить мучеников камнями. Но камни летели мимо них, и даже сами мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая им сила.

Язычники придумали страшное наказание отважным воинам – заморозить их. В страшную зимнюю стужу их раздели, связали и поставили в покрытое льдом озеро. Ночь мученики провели в воде, беспрестанно молясь Богу и поддерживая друг друга. И вновь они услышали ободряющий их голос: «Дерзайте и не страшитесь, ибо воспримете венцы нетленные». Ночью Господь послал святым мученикам отраду: вдруг стало светло, лед растаял и вода в озере стала теплой.

Однако один из воинов все же не выдержал. Его волю сломило задуманное римскими властями искушение: на берегу озера растопили баню, чтобы ввести воинов в соблазн. И вот один из страждущих побежал к бане, но, едва переступив порог, упал замертво.

Между тем один из римских стражников – Аглай – бодрствовал и наблюдал за христианами, удивляясь стойкости их духа. Неожиданно он увидел над головами мучеников венцы – их было тридцать девять. Аглай понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда сам Аглай сбросил с себя одежду и исповедовал веру во Христа, заявив себя христианином. Он добровольно присоединился к мученикам. Стоя вместе с ними в ледяной воде, Аглай молился: «Господи, по вере моей присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». Так своим подвигом язычник Аглай восполнил число Севастийсих мучеников, сохранив их первоначальную численность – сорок страдальцев за веру Христову.

Во время этой мучительной казни мать самого юного воина Мелитона убеждала сына не страшиться и претерпеть все страдания до конца и вдохновляя его на мученический подвиг.

По преданию, римские воины-язычники, найдя непокорных живыми, перебили им голени и сожгли их в огне, а останки бросили в реку.

По прошествии трех дней святые мученики явились во сне епископу Севастийскому Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас». Епископ с несколькими клириками пришел темной ночью к реке. Там все увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды. Епископ собрал св. останки и положил их в достойном месте. Впоследствии, по свидетельству свт. Григория Нисского, святые останки Севастийских мучеников были разделены по всей земле для благословения христиан.

Севастийские мученики очень почитаются православными, вдохновляя их на стойкость в христианской вере. Народная память сохранила имена всех сорока мучеников. День их памяти относится к кругу высоко чтимых праздников. В этот день облегчается строгость Великого Поста и на седмице совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

В России издавна возник обычай: в день памяти Севастийских мучеников печь «жаворонков» – булочки в виде птиц. Эта народная традиция имеет следующее объяснение. Крестьяне обратили внимание на поведение поющего жаворонка, который то взмывает ввысь, то камнем «падает» вниз, к земле. Это растолковали как особое дерзновение и вместе с тем смирение птиц перед Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз.

Согласно представлению наших благочестивых предков, так жаворонки показывают славу Господу, вознесенную Севастийскими мучениками – их устремленность ввысь, к Солнцу Правды – ко Христу, в дарованное им Царство Небесное.

 Молитвословия прп. Иоанну Лествичнику

 Тропарь, глас 1

Пустынный житель и в телеси ангел, и чудотворец явился еси Богоносе отче наш Иоанне: постом, бдением, молитвою небесная дарования приим, исцеляеши недужныя, и души верою притекающих ти. Слава Давшему ти крепость; слава Венчавшему тя; слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 4

На высоте Господь воздержания истинна тя положи, якоже звезду нелестную, световодящую концы, наставниче Иоанне отче наш.

 Молитвословия Севастийским мученикам

Тропарь, глас 1

Страстоносцы всечестнии, воины Христовы четыредесяте, твердии оружницы: сквозе бо огнь и воду проидосте, и Ангелом сограждане бысте. С ними же молитеся Христу о иже верою хвалящих вас: слава Давшему вам крепость, слава Венчавшему вас, слава Подавающему вами всем исцеления.

(Всеславные страстотерпцы, мужественные бойцы, сорок воинов Христовых, вы прошли сквозь огонь и воду и стали согражданами Ангелов. С ними молитесь Христу о тех, кто воспевает вас: слава Давшему вам твердость, слава Увенчавшему вас, слава Тому, кто подает всем исцеления по вашим молитвам).

Кондак, глас 6

Все воинство мира оставльше, на Небесех Владыце прилепистеся, страстотерпцы Господни четыредесять, сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, достойно восприясте славу с Небес и венцев множества.

Стихира

Пророчески убо вопияше Давид во псалмех: проидохом сквозе огнь и воду, и извел ны еси в покой. Вы же, мученицы Христовы, самеми делы слово исполняюще, проидосте сквозе огнь и воду и внидосте в Царство Небесное. Темже молитеся, четыредесяте суще страдальцы, даровати нам велию милость.

Слово прп. Иоанна Лествичника

Молитва, по качеству своему, есть пребывание и соединение человека с Богом; по действию же, она есть утверждение мира, примирение с Богом, матерь и вместе дщерь слез, умилостивление о грехах, мост для перехождения искушений, стена, защищающая от скорбей, сокрушение браней, дело Ангелов, пища всех бесплотных, будущее веселие, бесконечное делание, источник добродетелей, виновница дарований, невидимое преуспеяние, пища души, просвещение ума, секира отчаянию, указание надежды, уничтожение печали, богатство монахов, сокровище безмолвников, укрощение гнева, зеркало духовного возрастания, познание преуспеяния, обнаружение душевного устроения, предвозвестница будущего воздаяния, знамение славы. Молитва истинно молящемуся есть суд, судилище и престол Судии прежде Страшного суда.

прп. Иоанн Лествичник

 Слово о прп. Иоанне Лествичнике

Покаяние – это наше примирение с Богом
                           прп. Иоанн Лествичник

 Сегодня совершается память святого Иоанна Лествичника, и я хочу прочитать вам несколько его слов, особо значимых для того периода церковного года, который мы сейчас переживаем: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, совершаемый ради того, чтобы обновить наш союз с Богом; это – наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью.

Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, кто заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается оно через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль».

Давайте спросим себя: как нам достичь такого состояния, как мы можем отозваться на зов Бога, Который принимает нас, как отец принял блудного сына? Ведь Он столько ждал нас, ждал с тоской, когда мы отвергли Его, и никогда не отвернулся от нас! Как мы можем отозваться на зов такого Бога?

Ответом могут стать слова всё того же Иоанна Лествичника о молитве: «Не изощряйся в молитвенном красноречии, потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудрёный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу».

Станем же помнить, что говорит святой Иоанн Лествичник, … потому что он был человеком, знавшим, что значит обратиться к Богу и остаться с Ним, быть радостью для Бога и самому радоваться о Нем. Поэтому Церковь и предлагает нам сегодня, когда мы начинаем восходить к страстным дням, почтить св. Иоанна Лествичника, ведь он – пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру.

 митрополит Антоний Сурожский

 Слово о Севастийских мучениках

« …А нам предстоит подивиться не одному, и не двум только, даже не десятью ограничивается число ублажаемых, – но сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину … как сочетавшиеся друг с другом в единомыслии любви. Каждый … говорил: «Я христианин!» … И это делали все, к предшествовавшему присоединялся и последующий, от сего у всех стало одно наименование … все провозгласили себя христианами.

… Тогдашний властитель, искусный в обольщении и обильный в средствах, совращал их то ласками, то обещал им деньги и оделял чинами, то стращал угрозами несноснейших мучений. … Пытаясь ослабить в них силу благочестия, он говорил: «Не променивайте своей сладостной юности на безвременную смерть».

Что же мученики? Говорят: « … Ненавижу дар, который влечет за собою вред; не принимаю чести, которая бывает матерью бесчестия. … Ничто (в этом мире) не равняется блаженству праведных. … «За стрелы младенец считаю язвы ваши» (Пс. 63: 8). … По любви к Богу мы готовы претерпеть колесование, вытягивание, сожжение и принять всякий род истязаний».

… Каждый из них с радостью сбросил с себя последний хитон, и все потекли навстречу смерти, какою грозила стужа, поощряя друг друга … «Не одежду скидаем с себя, – говорили они, – но отлагаем ветхаго человека, тлеющаго в похотех прелестных (Еф. 4: 22). Благодарим Тебя, Господи, что с этою одеждою свергаем с себя грех … Не будем держаться одежд ради рая … И с Господа нашего совлечены были (воинами) одежды. … Поэтому загладим собою на нас (на воинах) написанное обвинение. Жестока зима, но сладок рай … Ужели мы не пожертвуем своею жизнию из верности Царю истинному? … Ужели мы не вынесем смерти за правду? Не уклонимся, … не дадим места диаволу. … Да будет жертва наша пред Тобою, Господи (Дан. 3: 40) как жертва живая, благоугодная Тебе» . …

И какое чудо! … И сии сорок и все вместе … Это – неистощимая благодать, … церковь мучеников, воинство победоносцев, лик славословящих. …

А где сорок, там усумнится ли кто в присутствии Божием? … Юноши да подражают им, как сверстникам; отцы да молятся о том, чтобы быть родителями подобных детей; матери да изучают повествуемое о доброй матери. Ибо матерь одного из сих блаженных, увидев, что другие скончались уже от хлада, а сын ее, по … терпеливости в мучениях, еще дышит, … сама, собственными своими руками, положила его на колесницу, на которой везли прочих к костру. … Она не пролила слезы малодушия, не произнесла ничего низкого и недостойного, … но говорила: «Иди, сын, в добрый путь с товарищами, … не позже других явись ко Владыке».

… И диавол остался посрамленным … Святой лик! Священная дружина! … Вас прияло небо, вам отверзлись врата рая. … Мужи в самом цвете юности презревшие жизнь, паче родителей, паче детей возлюбившие Господа! … Вменили они ни во что временную жизнь, чтобы прославить Бога, став позором миру, … восставили падших, утвердили колеблющихся, усугубили ревность в благочестивых. И все … украсились одним венцом правды, о Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.

свт. Василий Великий

*****

… Благодать Божия дала сорока мученикам Севастийским силы вытерпеть то, что превышает возможности не только обыкновенного человека, но даже и какого-нибудь особенно твердого духом и, как бы мы сейчас сказали, сильного волей человека. Именно благодать Божия делает нас способными совершить нечто сверхъестественное. Она помогает нам вытерпеть все скорби, которые враг наш, дьявол, уготавливает нам, чтобы заставить свернуть с истинного пути. Иногда это действительно страшные скорби … Но иногда дьявол незаметно мелкими скорбями и неприятностями, не требуя от нас явного отречения от Христа, тем не менее, заставляет нас вести себя не по-христиански. Мы же, недооценивая значения этих как будто бы незначительных происшествий, много и часто погрешаем – и на деле, как это ни прискорбно, как это ни страшно звучит, являемся отступниками.

Мы постоянно предаем евангельские заповеди, вменяя их ни во что, однако почему-то думаем, что если бы на нашу долю выпало какое-нибудь особенное испытание, вроде того, какое пришлось вытерпеть сорока мученикам Севастийским, то мы проявили бы твердость, потому что сознавали бы, что здесь речь явно идет о спасении или о погибели, об исповедании Христа или об отречении от Него. Но многих дьявол искушает именно мелочами – мелкими, ничтожными, незначительными происшествиями, легкими скорбями, маленькими соблазнами. Мы же не заботимся о том, чтобы в нас всегда была благодать Божия, не приобретаем ее усиленной молитвой, покаянием и тщательным исполнением своего христианского долга, то есть участием в богослужениях, постами и так далее.

Мы пренебрегаем понуждением себя к исполнению заповедей, пребываем в нерадении, небрежении и беспечности. Таким образом, мы теряем ту благодать, которую получили в Таинстве Крещения, которую получаем в Таинствах Исповеди и Причащения, и потому оказываемся бессильными перед бесчисленными кознями дьявольскими. Сейчас они мелкие, но кто знает, что будет завтра?

схиигумен Авраам (Рейдман),

духовник Ново-Тихвинского монастыря, г. Екатеринбург

*****

В Таганроге, в архиерейских покоях висела икона 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся. Я, будучи еще молодым иеродиаконом и келейником владыки Арсения, часто проходил мимо этой иконы, но не оказывал должного почитания этим 40 страдальцам и даже немного сомневался в их существовании: то ли были они, то ли их не было…

И вот, зимой 1943 г…. я сидел в гестаповской тюрьме, где окна были без рам, а на улице стоял страшный мороз. Я был почти раздет – на мне только подрясник. И тогда, в этом каменном мешке, я просил смерти: «Господи, дай мне умереть!» Невозможно было, не было сил терпеть эту стужу. Тогда-то я вспомнил о 40 мучениках Севастийских и стал им молиться, просить прощения за то, что не оказывал им должного почитания, не понимал их мученического подвига. Молился горячо, усердно – и вскоре от души отступило отчаяние, по телу разлилось тепло, и я согрелся. И после того, как холод и отчаяние отступили, открылась дверь камеры и мне принесли передачу – Святые Дары, хлеб и теплую одежду.

К городу подступали советские войска, и немцы стали расстреливать заключенных. И вот, я взял в ладони Святые Дары и всю ночь перед ними молился. … Пленных немцы – одних угнали с собой, других расстреляли, – я же остался жив.

митрополит Иосиф (Чернов, 1893–1975 гг.)

(586)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *